Сущность свободных экономических зон
Причины создания свободных экономических зон, их роль в территориальном развитии
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия “свободная экономическая зона” (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговля и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны[9,c.44]. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.
Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны (“зоны-франко”), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
|
|
По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.
Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощью СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи.
Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи можно было бы объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.
|
|
Экономические цели:
- привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
- использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства;
- ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. [7, стр.90]
Социальные цели:
- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
- удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.[7, стр.90]
Научно-технические цели:
- привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
- ускорение инновационных и внедренческих процессов;
- привлечение зарубежных ученых и специалистов;
- повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.
Почему многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности? Разумеется, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные льготы. [7, стр.90]
Какие же преимущества создают свободные экономические зоны для иностранного капитала? К их числу прежде всего следует отнести:
- налоговые льготы;
- доступ к национальному и региональным рынкам;
- обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;
- возможность финансирования по сниженным процентным ставкам;
- право собственности на землю.
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Размещение свободных экономических зон
Главные признаки СЭЗ – тесная интеграция в мировое хозяйство и активное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются с использованием выгодного экономико-географического положения территории – на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый административно-правовой режим. В целях привлечения иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые “каникулы”, ограничения на права собственности снимаются.
|
|
Выделяют следующие характерные черты свободных экономических зон:
Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
· внешнеторговых, предусматривающих введение особого таможенно - тарифного режима – снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, в т.ч. сборов на ввозимые в зону машины и оборудование, сырье и компоненты для организации производства; а также упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций;
· фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую систему (прибыль или доход предприятий, стоимость имущества, амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
· финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, аренда транспорта по льготным тарифам и т.п.;
· административных, предоставляемых администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг; гарантии свободного предпринимательства.
В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные корпорации получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года)[9,c.44].
|
|
Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.
Налоговые льготы далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, а также получение на внутреннем рынке относительно дешевых предметов.
Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны.
Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли:
1. Благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие сравнительно дешёвых и доступных факторов производства, близость ёмкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов;
2. Наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
3. Всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
В мировой практике существует множество (до 30) разновидностей СЭЗ, каждая из которых наряду с обязательным наличием отмеченных выше общих черт имеет свою специфику. Вместе с тем общепринятой типологии свободных экономических зон в настоящее время не существует. Это обусловлено множеством факторов и их сочетанием в каждом конкретном случае. Их возможная классификация приведена на рисунке 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения – в приложении 1. В частности, специфика СЭЗ определяется:
· месторасположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ;
· наличием и качеством производственных ресурсов;
· особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются;
· задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее создании;
· функции, которые оно ему делегировало для решения поставленных задач и достижения намеченных целей;
· вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ;
· национальная принадлежность территории и т.д. [5,c.158]
Таким образом, организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон.