Размещение свободных экономических зон

Сущность свободных экономических зон

Причины создания свободных экономических зон, их роль в территориальном развитии

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвер­дилась единая трактовка и даже общепризнанное определение по­нятия “свободная экономическая зона” (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свобод­ную экономическую зону как обладаю­щий выгодным экономико-географиче­ским положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая тор­говля и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны[9,c.44]. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации та­можен­ных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие сво­бодной зоны (“зоны-франко”), под которой понимается часть терри­тории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, на­ходящиеся за пределами национальной тамо­женной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному кон­тролю и нало­гообложению.

По определению Международной ассоциации развития свобод­ных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым тер­риториально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благо­приятствующим экономическому, научно-техническому, экологиче­скому и социальному развитию, специально создавае­мому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов и муниципаль­ными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблю­даемыми границами, свободным зональным законодательст­вом, бюджетом, на­логовой системой, органами управления.

Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощью СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи.

 Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи можно было бы объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.

Экономические цели:

 - привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

- использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства;

- ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. [7, стр.90]

Социальные цели:

- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

- удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.[7, стр.90]

Научно-технические цели:

- привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

- ускорение инновационных и внедренческих процессов;

- привлечение зарубежных ученых и специалистов;

- повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

Почему многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности? Разумеется, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные льготы. [7, стр.90]

Какие же преимущества создают свободные экономические зоны для иностранного капитала? К их числу прежде всего следует отнести:

- налоговые льготы;

- доступ к национальному и региональным рынкам;

- обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;

- возможность финансирования по сниженным процентным ставкам;

- право собственности на землю.

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических свя­зей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капи­талов.

 

Размещение свободных экономических зон

 

Главные признаки СЭЗ – тесная интеграция в мировое хозяй­ство и ак­тивное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются с использованием вы­годного экономико-географиче­ского положения территории – на пе­ресечении важных транспортных магист­ралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый административно-правовой режим. В целях привлече­ния иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт го­товой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые “ка­никулы”, ограничения на права собственности снимаются.

Выделяют следующие характерные черты свободных экономи­ческих зон:

Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

· внешнеторговых, предусматри­вающих введение особого таможенно - тарифного режима – снижение или отмену экс­портно-импортных по­шлин, в т.ч. сборов на ввозимые в зону машины и оборудование, сырье и компо­ненты для организа­ции производства; а также упрощенный порядок осу­ществле­ния внешнеторговых операций;

· фискальных, связанных с налоговым стимулированием кон­кретных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налого­вую систему (прибыль или доход предприятий, стоимость имущества, амортизационные отчис­ления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или времен­ного освобождения от налогообложения;

· финансовых, включающих различные формы субсидий, пре­доставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных го­сударственных кредитов, так и кос­венно – в виде установления низких цен на коммунальные ус­луги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, аренда транспорта по льготным тарифам и т.п.;

· административных, предоставляемых администрацией зоны с целью уп­рощения процедур регистрации предприятий и ре­жима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг; гарантии сво­бодного предпринимательства.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ состав­ляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные кор­порации получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза) сроки окупаемости капиталь­ных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года)[9,c.44].

Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реали­зации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов разви­тия.

Налоговые льготы далеко не главный стимул для прироста в зоне ино­странного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, ин­вестиционные гарантии, ка­чество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение администра­тивных процедур, а также по­лучение на внутреннем рынке относительно деше­вых предметов.

Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в соче­тании с базовыми преференциями, представляющими типовую спе­цифику данной зоны.

Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановле­ние действий трудового законо­дательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и макси­мальной продолжитель­ностью рабочего дня, освобождение предпринимате­лей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой ре­жим обеспечивает получение иностранными предпринимателями до­полни­тельной прибыли:

1. Благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие сравни­тельно дешёвых и доступных факторов производства, бли­зость ёмкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесто­ров;

2. Наличие локальной, относительно обособленной системы управ­ления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком эконо­мическом спектре;

3. Всесторонняя поддержка со стороны центральной государствен­ной власти.

В мировой практике существует множество (до 30) разновидно­стей СЭЗ, каждая из которых наряду с обязательным наличием от­меченных выше общих черт имеет свою специфику. Вместе с тем общепринятой типологии свободных экономических зон в настоя­щее время не существует. Это обусловлено множе­ством факторов и их сочетанием в каждом конкретном случае. Их возможная классификация приведена на рисунке 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения – в приложении 1. В частности, специфика СЭЗ определяется:

· месторасположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ;

· наличием и качеством производственных ресурсов;

· особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются;

· задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее созда­нии;

· функции, которые оно ему делегировало для решения поставлен­ных задач и достижения намеченных целей;

· вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ;

· национальная принадлежность территории и т.д. [5,c.158]

Таким образом, организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно класси­фицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: