Отцом налога считается французский финансист М. Лоре, который разработал его концепцию, принципиальную схему взимания и обосно вал преимущества. Несколько лет НДС применялся в африканском госу дарстве КотдИвуар, которое было опытным полигоном для апробирования налога, а во Франции налог был введен 1 января 1968 г.
В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 19921 О налоге на добавленную стоимость в ранге федерального налога.
Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги.
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг). НДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).
В теории налогообложения в систему косвенного обложения обычно включают две группы налогов:
- налоги на потребление, сумма которых включается в состав платежей, получаемых от покупателя при реализации товаров (работ, ус луг), т.е. они взимаются через цену в виде своеобразных надбавок (налог с оборота, налог с продаж, акциз);
- налоги, относимые на затраты, которые увеличивают издержки производства, а следовательно, и цену товаров (работ, услуг). К ним, в частности, относятся налог на имущество, таможенная пошлина, единый социальный налог, налог на рекламу.
Для того, чтобы налогом облагался не валовой оборот, а добавленная стоимость, на практике используется способ определения суммы налога, который получил название налогового кредита. Суть его состоит в следующем. Сумма налога рассчитывается путем умножения стоимости реализованных товаров (работ, услуг) на налоговую ставку. Налоговое обязательство перед государством определяется как разница между этой суммой налога и суммой налога, которую производитель или продавец уплатил поставщикам, покупая у них сырье, мате риалы, работы, услуги. Например, производитель произвел товар, стоимость которого включает затраты на производство и прибыли, составляет 200 руб. (табл. 1.). Он продает свой товар не за эту сумму, а увеличив ее на сумму НДС, которая при ставке 20% составит 40 руб. Поэтому от покупателя он получит 240 руб. Для того, чтобы произвести этот товар, производитель приобрел материалы и заплатил поставщику 108 руб., в том числе 18 руб. НДС. На эту сумму он сделает налоговый вычет и государству перечислит только разницу между полученной и уплаченной суммой налога, т.е. 40 – 18 = 22 руб. Стоимость материалов без НДС равна 108 – 18 = 90 руб., а добавленная стоимость: 200 – 90 = 110 руб. Если добавленную стоимость умножить на ставку налога, то в результате будет получена сумма налога, которую производитель перечислит в бюджет государства: 110 х 20: 100 = 22 руб. Таким образом, налогом облагается не вся стоимость товара, а только добавленная стоимость.
Таблица 1
Расчес суммы налога на добавленную стоимость.
| Стоимость приобретенных товаров, работ, услуг | Сумма НДС, уплаченная поставщикам | Стоимость приобретенных товаров (без НДС) | Добавленная стоимость | Сумма НДС, полученная при реализации товаров | Стоимость товара (с НДС) | Сумма НДС уплачиваемая в бюджет | |
| А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Производитель | 90 | 18 | 200 | 110 | 40 | 240 | 22 |
| Продавец товара в оптовой торговле | 200 | 40 | 300 | 100 | 60 | 360 | 20 |
| Продавец товара в розничной торговле | 300 | 60 | 380 | 80 | 76 | 456 | 16 |
Уклонение от уплаты налога предполагает меньшую возможную выгоду для налогоплательщика при взимании НДС, чем при применении налога с продаж, поскольку в условиях НДС каждый налогоплательщик вносит только часть общей суммы налоговых поступлений с реализации товара, что снижает стимулы к уклонению. Из табл. 1. видно, что при взимании налога с продаж розничной торговец должен был бы перечислить не 16 руб., а все 76 руб., т.е. в 4,75 раза больше, чем при уплате НДС. Это и делает относительно менее выгодным уклонение от уплаты НДС.
Вся совокупность налогоплательщиков разделена на три группы по принципу взаиморасчетов с бюджетом по НДС. В первую группу вошли те плательщики, которые в налоговом периоде приобретали у поставщиков товары (работы, услуги), в стоимость которых входила сумма НДС. Во вторую группу включены те плательщики, которые реализуют товары (работы, услуги) и которые в соответствии с законодательством освобождены от уплаты НДС. К таким плательщикам относятся организации, оказывающие образовательные услуги, банковские услуги, и организации, реализующие товары (работы, услуги), местом реализации которых признается другая страна. В третью группу включены те плательщики, у которых сумма НДС, уплаченная поставщику, больше, чем суммы налога, полученные от покупателей, а государство возникшую разницу должно им возместить за счет средств (доходов) бюджета. (См. рис. 1)

Рис. 1 Модель формирования налоговых доходов бюджета по НДС: собирательно-возмещаемый принцип
Введение НДС происходит, как правило, при отмене других косвенных налогов на потребление. Если ставка НДС будет такой же, как и ставка отменяемого налога с оборота или налога с продаж, то воздействие НДС на увеличение цен товаров (работ, услуг) будет равно нулю.
Поскольку само название и взимание налога связано с добавленной стоимостью, то в следующем параграфе будет раскрыта эта экономическая категория, а также связанные с ней формы налога.






