Каковы свойства товара и чем он отличается от продукта

 

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи.

Он обладает двумя свойствами:

1. Удовлетворять потребности людей;

2. Обмениваться на другие товары.

Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость.

Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости и стоимости.

А что отличает товар от продукта? Товар предстает прежде всего как продукт труда, изготовляемый не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Отсюда вытекают особен­ности натурально-вещественной и социально-экономической сто­рон товара.

Каждый товар обладает потребительной стоимостью, но она удовлетворяет потребности не самого его создателя, а других лю­дей, то есть является общественной потребительной стоимостью. Она интересует создателя лишь постольку, поскольку связана со способностью товара обмениваться на другие товары. Данное свой­ство-товара (обмениваемость) получило название его меновой стои­мости. На меновую стоимость наглядно указывает ценник, кото­рый сопутствует товарам при их продаже.

Что же лежит в основе меновой стоимости? Обмен товаров в определенной пропорции означает, что они количественно срав­ниваются. А количественное сравнение всегда предполагает на­личие чего-то качественно общего, единого. Таким «общим зна­менателем» для обмениваемых товаров является создавший их труд.

В данном случае речь идет не об определенных, конкретных видах труда. Они-то как раз качественно различны между собой, что и обусловливает особенности конкретных потребительных стои­мостей. Соизмеримыми товары становятся потому, что все они - продукты труда вообще, то есть затрат энергии человека, его моз­га, мускулов, нервов и т. д. Следовательно, как продукты челове­ческого труда вообще, они однородны и соизмеримы. Воплощен­ный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Она проявляется при обмене товаров, поэтому меновая стоимость (то есть пропорция обмена потребительных стоимостей) служит формой стоимости, ее внешним проявлением. А сам товар высту­пает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон — потребительной стоимости и стоимости.

 

Двойственный характер труда, воплощенного в товаре

Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя. С одной стороны, это труд определен­ного вида. Он характеризуется применением специфических ору­дий и предметов труда, своеобразием производственных операций, профессиональными навыками работника и вполне конкретным ре­зультатом — определенной потребительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название конкретного труда. С другой стороны, труд — это затрата рабочей силы вообще, безотноситель­но к ее конкретной форме, частица совокупного общественного труда. В этом своем качестве он называется абстрактным трудом, который и создает стоимость товара.

Идея о трудовом происхождении стоимости была выдвинута задолго до К. Маркса. К основоположникам тру­довой теории стоимости относятся родо­начальники классической буржуазной политической экономии: Уильям Петти — выдающийся английский эконо­мист и статистик XVII века, Адам Смит — великий шотландец, живший в XVIII веке, Давид Рикардо — удачливый английский бизнесмен начала XIX века, в трудах которого классиче­ская буржуазная политическая эконо­мия достигла высшей ступени развития. Однако именно К. Марксу суждено было внести главный вклад в трудовую тео­рию стоимости — открыть и проанали­зировать двойственный характер труда, создающего товар. Это открытие имеет решающее значение для политэкономии.

Труд вообще и общественный труд (труд на других) сущест­вуют на всех этапах развития общества. И в первобытной общи­не, и в патриархальной семье люди, расходуя свою энергию, так или иначе трудились друг на друга. Однако стоимость здесь не возникала, товары не создавались. В стоимости, следовательно, воплощается не просто общественный труд, а общественный труд особого рода.

В чем же его специфика? В том, что общественный характер труда в условиях товарного производства является скрытым. Свое общественное значение труд обнаруживает лишь в сфере обмена, то есть уже после своего завершения. Абстрактный труд, создаю­щий стоимость,— это специфически общественная форма труда, присущая лишь товарному производству и выражающая отноше­ния обособленных товаропроизводителей.

Данное положение в равной мере относится и к материа­лизации абстрактного труда — стоимости. Она не естественное, а сугубо общественное свойство товара, в котором, по выражению

К. Маркса, нет ни одного атома вещества природы. В основе стои­мости лежит общественный труд, означающий, что люди трудятся друг на друга. Но, трудясь друг на друга, обособленные товаро­производители тем самым вступают друг с другом в производ­ственные отношения. Поэтому стоимость есть отношение между людьми. Но обнаруживает она себя, как и труд товаропроизво­дителя — свой общественный характер, лишь через обмен про­дуктов труда. Исходя из этого, Маркс, определяя стоимость как отношение между людьми, добавлял, что это отношение, прикры­тое вещной оболочкой.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: