Потребительская стоимость, стоимость и меновая стоимость товара

 

 Потребительская стоимость вещи заключается в том, что она полезна для людей, удовлетворяет те или иные их потребности либо как предмет личного потребления, либо как средство производства. Производство призвано создавать потребительные стоимости. Если отвлечься от тех конкретных экономических форм, которые при определенных общественных условиях принимают продукты труда, то богатство общества всегда состоит из потребительных стоимостей. Потребительная стоимость продукта труда
непосредственно не выражает общественных отношений, но она имеет
исторический характер, поскольку ее роль и значение меняются в зависимости от изменения общественных условий. Если продукт создается производителем для самого себя, то он представляет собой потребительную стоимость для самого производителя. Когда же в силу общественного разделения труда продукт предназначается для потребления не самого производителя, а другого лица, он становиться общественной потребительной стоимостью для других.

В условиях товарного производства потребительная стоимость должна
удовлетворять потребности не самого производителя, а тех лиц, которые
покупают данный товар. Следовательно, в процессе производства товара должна создаваться общественная потребительная стоимость. Однако не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар, как уже говорилось, должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Стала быть, историческая особенность потребительной стоимости товара состоит в том, что она является носителем меновой стоимости.

Потребительная стоимость вещей, их полезность для людей исторически
раскрываются с прогрессом науки и техники. Так, полезность железа стала
известна лишь тогда, когда люди научились выплавлять железо из руды и
производить из него орудия и предметы труда. В результате дальнейшего
научно-технического прогресса, внедрения в производство достижений науки и техники раскрываются все новые возможности применения железа и других металлов, их новые полезные свойства для общества.
Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную
потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, молоко, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань – потребность в одежде и т.д.

Потребительную стоимость имеют и многие вещи, не созданные
человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих
деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является
товаром, она должна быть предназначена для обмена. Необходимо отметить, что потребительная стоимость товара должна удовлетворять потребностям не того кто ее произвел, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.
Потребительная стоимость образует в любом обществе вещественное
содержание богатства.

Труд, затраченный на производство товара, и создает его стоимость.
Следовательно, стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителей.

Как потребительные стоимости все товары различны, а как стоимости –
все они совершенно одинаковы, что и позволяет приравнивать товары друг к
другу в процессе обмена. В отличие от потребительной стоимости, стоимость
товара не заключает в себе ни атома вещества природы. Это – чисто
общественное, социально-экономическое свойство товара.

Надо заметить что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом.

Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую – меновой
стоимостью. Предметы обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость, или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на не почти ничего нельзя получить в обмен. Напротив, алмаз не имеет почти никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров.
Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в известных
пропорциях на другие товары. Хотя в отдельных актах обмена эти пропорции
могут носить случайный характер, в целом они диктуются определенными
закономерностями. Экономическая наука исследовала и обобщила многовековой опыт развития обмена в теории трудовой стоимости.
Обмен двух товаров означает, что они приравниваются друг к другу. Но
это приравнивание может происходить лишь потому, что обмениваемым товарам присущи какие-то объективно одинаковые, общие свойства, заключенные в них еще до того, как они вступили в процесс обмена. Что же это за свойства?

Очевидно, что обмениваемые товары как потребительные стоимости отличаются друг от друга, ибо иначе процесс обмена был бы бессмысленным. Общим же объективным свойством этих товаров является лишь то, что на их производство затрачен общественный труд. Как потребительные стоимости товары различны, как воплощение общественного труда они однородны.

Общественный труд, овеществленный в товаре, составляет стоимость
товара. Стоимость есть вещное выражение общественного труда
товаропроизводителей. Меновая стоимость товаров, то есть пропорция, в
которой один товар обменивается на другой, определяется их стоимостью.
Меновая стоимость – это форма стоимости, внешнее ее проявление в акте
обмена.
Начало теории трудовой стоимости было положено представителями
буржуазной классической политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д.
Рикардо). Но последовательно, всесторонне, со всеми вытекающими из нее
социальными и классовыми выводами она была разработана К. Марксом.
Буржуазная вульгарна политическая экономия пыталась и пытается
опровергнуть теорию трудовой стоимости, противопоставляя ей положения, не имеющие какой-либо научной основы. Так, например, получила широкое
распространение в буржуазной науке трактовка меновой стоимости как
выражения потребительной стоимости. Согласно этой «теории», меновые
пропорции определяются не затраченным общественным трудом, а якобы
потребительной стоимостью товар. Но товары как потребительные стоимости несравнимы, они обмениваются только потому, что имеют различную потребительную стоимость. Именно потребительной стоимостью один товар отличается от другого. Следовательно, общественный труд определяет стоимость товара и те пропорции, в которых один товар обменивается на другой.

Труд – основа жизни общества, и данное обстоятельство не может не
проявиться в экономических связях между людьми и тогда, когда эти связи
имеют форму товарных отношений. Само общественное разделение труда в
условиях, когда в качестве производителей выступают различные собственники, не могло бы развиваться, если бы меновые пропорции не определялись затратами труда, то есть если бы меновая стоимость не определялась стоимостью.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой
потребительную стоимость. С другой стороны, не всякая полезная вещь, не
каждая потребительная стоимость обладает стоимостью: предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют (например, необработанная земля, вода в реках и морях, дикорастущие плоды и т. д.). Вместе с тем сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью. Например, в натуральном крестьянском хозяйстве продукты, которые производятся для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают. Продукт труда становится стоимостью лишь при наличии товарного производства.

Стоимость – историческая категория. Труд был первоначальной ценой, первоначальной покупной суммой, которая была уплачена за все предметы.
Однако, хотя труд является действительным мерилом меновой стоимости
всех товаров, стоимость их обычно расценивается не в труде. Часто бывает
трудно установить отношение между двумя различными количествами труда.
Время затраченное на две различные работы не всегда само по себе определяет это взаимоотношение. В расчет должна быть принята также различная степень затраченных усилий и необходимого искусства. Помимо того, что товары гораздо чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, чем с трудом. Поэтому более естественным является расценивать их меновую стоимость количеством какого-нибудь другого товара, а не количеством труда которое можно на них купить.
С тех пор, как прекратилась меновая торговля и деньги сделались
общепризнанным средством торговли, каждый отдельный товар гораздо чаще обменивается на деньги, чем на какой бы то ни было другой товар. Мясник редко тащит своего быка или барана к булочнику или пивовару для того, чтобы обменять их на хлеб или на пиво; он отправляется с ними на рынок, где выменивает эти деньги на хлеб и пиво. Количество денег, которое он получает за них, определяет в свою очередь количество хлеба и пива, которое он получит на них. Поэтому для него гораздо естественнее и проще расценивать их стоимость по количеству денег – товара, на который он непосредственно выменивает их, чем по количеству хлеба и пива – товаров, на которые он может обменять их только при посредстве третьего товара. В результате этого меновая стоимость каждого товара чаще расценивается по количеству денег, чем по количеству труда или какого-нибудь товара, которые можно получить в обмен на него.

 






















































Заключение

В своем реферате я рассмотрела тему «Товар как экономическая категория».

Узнала, что под экономикой подразумевается хозяйственная деятельность человека, семьи, предприятия и страны в целом. Ее прямое назначе­ние — обеспечивать людей жизненно необходимыми благами. Под благом понимается вещь или услуга (полезный вид труда), которая удовлетворяет какие-то потребности человека.   Советская экономическая наука базировалась на трудовой теории стоимости К. Маркса. Ее смысл заключается в том, что всякий товар есть продукт человеческого труда и величина его стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство.

В разделе «Каковы свойства товара и чем он отличается от продукта» я рассмотрела, что товар – это  все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Созданный предпринимателем  продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость.

Каждый товар обладает потребительной стоимостью, но она удовлетворяет потребности не самого его создателя, а других лю­дей, то есть является общественной потребительной стоимостью.

Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя. С одной стороны, это труд определен­ного вида. С другой стороны, труд — это затрата рабочей силы вообще, безотноситель­но к ее конкретной форме, частица совокупного общественного труда. В этом своем качестве он называется абстрактным трудом, который и создает стоимость товара.

Товар обладает двумя свойствами: удовлетворять потребности людей и обмениваться. Способность товара удовлетворять потребность человека есть потребительная стоимость. Например, хлеб, масло, одежда удовлетворяют личные потребности человека, а станок, инструменты - производственную потребность. Потребительная стоимость товара связана с его полезными свойствами.

В условиях рыночного хозяйства потребительная стоимость товара, во-первых, удовлетворяет потребность не самого производителя, а других людей, общественную потребность. Во-вторых, потребительная стоимость товара реализуется в потребление через обмен, посредством купли-продажи. Следовательно, товар обладает другим важным свойством - способностью в определенных пропорциях обмениваться на другие товары. Пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары, есть его меновая стоимость. На рынке стоимость проявляется в форме меновой стоимости, в виде определенных пропорций обмена.

Товар, как экономическая категория, есть единство потребительной стоимости и меновой стоимости.

 

Список используемой литературы

 

 

1. Основы экономики. Борисов Е.Ф.. Москва 2000

2. Политическая экономия. Медведев В.А., Абалкин Л.И. Москва 2000

3. Курс экономической теории: Учебное пособие / Общ. ред. М. Чепурина, Е. Киселевой. Киров, 1999

4. Экономическая теория:И.Д. Афанасенко, Л.А.Белоусова, М.П.Демина 1999

5. Экономическая теория,  Учеб. для студентов экон. специальностей А.И.Попов 2001

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: