Анализ источников и литературы

При разработке дипломного проекта учитывались официальные и нормативные документы, определяющие развития туризма в Российской Федерации и Самарской области:

- Федеральный закон от 24 ноября 1996 года (в редакции от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ) № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Положения Стратегии являются основой для общегосударственного понимания места и роли сферы туризма в экономике страны, определяют основные задачи  развития туризма, стоящие перед органами исполнительной власти всех уровней, а также определяют направления и уровень государственной поддержки туристской индустрии.

- Областная целевая программа «Развитие туризма в Самарской области на 2004-2008 годы» определяет основные направления политики в области туризма в Самарском регионе. Основными направлениями Программы является: регулирование туристской деятельности и управление развитием туризма, рекламно-информационное обеспечение, развитие регионального и международного сотрудничества в сфере туризма и т.д.

- Доклад Губернатора Самарской области о результатах и основных направлениях деятельности, выносимый для рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. В рамках данного доклада, помимо прочих, рассматривается характеристика туристско-рекреационного потенциала области, а также мероприятия по сохранению историко-культурного наследия в России.

Помимо официальных документов, учитывающих развитие туризма в России, были рассмотрены материалы Хартии туризма и Кодекса туриста, принятые Всемирной туристской организацией.

 Теоретической базой проекта стала следующая литература:

- Учебное пособие Александровой А. Ю. Международный туризм дает целостное представление о туризме как общественном явлении и рассматривает в комплексе все составляющие туристской системы в их взаимосвязях. В нем обобщены теоретические знания о туризме, которые подкреплены статистической информацией, примерами из международной и российской туристской практики, а также даны рекомендации по формированию цивилизованного рынка туризма в Российской Федерации.

- Книга Биржакова М.Б. Введение в туризм: Путешествия. Туризм и турист. Туристская деятельность. Туристская индустрия содержит основы теории туризма; толкование основных терминов и понятий в аспекте международных конвенций и рекомендаций Всемирной туристской организации и с учетом национальной практики. Особенности применения туристской терминологии в деловом обороте.

- В книге Квартальнова В.А. Туризм раскрываются основные понятия туризма, виды, средства, методы и формы туристской деятельности; анализируются различные аспекты туризма: мотивация туристских поездок, менеджмент и маркетинг туризма, его законодательная база, экономические аспекты, методика рекламно-информационной работы, информационные технологии в туризме, эволюция развития международного туристского рынка.

- Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности Зорина И.В раскрывает сущность туризма как целостного объекта управления и многогранного явления современного мира, историю зарождения и стратегию развития мирового и российского туризма.  Даются определения основных понятий туризма как вида экономической деятельности - туристский продукт, туристская индустрия, туроператор и турагент, программный туризм и др.

 Кроме выше перечисленных работ можно отметить работы Долженко Г. П. Основы туризма; Кабушкина М. И. Менеджмент туризма и др.

 Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что полученные в ходе работы выводы и рекомендации вносят определенный вклад в развитие туристской сферы, а также позволяют усовершенствовать  основные направления государственной политики в области туризма как на федеральном, так и на региональном уровне.

Структура дипломного проекта.  Дипломный проект состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Теоретико-правовые основы государственного управления

Сферой туризма в Российской Федерации

Теоретические основы государственного управления

Сферой туризма

 

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.п. Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни.

Туризм в первоначальном смысле понимается как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения.

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристической организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.

В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально - экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов. Выделяют две формы туризма: внутренний и международный туризм.

Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.

Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы. В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион.

Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион.

Туризм по наиболее существенным признакам делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п.

В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.

Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.

По способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

В связи с развитием Интернета и новых технологий появились совершенно новые виды туризма: виртуальный и космический.

  Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.

 Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы.

 В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно – исторические факторы. Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.

 К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы.

Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели: увеличение продолжительности жизни; формирование подвижного стереотипа жизни населения; возрастание доли одиноких пожилых людей; увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска; понижение возраста выхода на пенсию; увеличение дохода на члена семьи; тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте; возрастание числа бездетных пар.

 В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели: экономическая ситуация в стране; финансовая стабильность; уровень доходов населения; ускорение НТП в отрасли туризма; цены на товары.

 Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствует расширению международных туристских связей следующие показатели: внутриполитическая стабильность страны; мирные, дружественные отношения между государствами; соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях.

 Организация и управление в сфере туризма тесно связаны с такими понятиями, как «туристическая индустрия» и «туристическая политика».

 Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

 Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса. Эффективное функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обуславливает необходимость разработки и реализации туристской политики.

 Туристическая политика – это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительственными, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

 Принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации закреплены в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года. В соответствии с этим законом регулируются отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяется порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО (крупнейшая межправительственная организация, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающая в своем составе 153 страны) сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

·  повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

·  обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

· повышение роли государственной политики в сфере туризма;

· усиление роли государственно-частных партнерств;

· необходимость государственныхвложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Государственное регулирование туристической деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

· определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

· нормативно правового регулирования в сфере туризма;

· разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных  программ развития туризма;

· содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

· защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

· содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

· развития научных исследований в сфере туризма;

· стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;

· формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;

· информационного обеспечения туризма;

· создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

· оказания государственных услуг в сфере туризма;

· взаимодействия с иностранными и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

 

Таким образом, туризм- это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют формы, виды и разновидности туризма.

 Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различна.

 На эффективное функционирование системы туризма оказывает влияние развитие туристической индустрии и разработка туристической политики.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: