Железнодорожный транспорт

Введение

Дания расположена на севере Европы, занимает большую часть полуострова Ютландия, острова между Ютландией и Скандинавией (Зеландия, Фюн, Лоланн, Фальстер и другие), остров Борнхольм в Балтийском море и северную часть Северных Фрисландских островов у западных берегов Ютландии. Всего в состав страны входит 406 островов, многие из которых необитаемы. Сухопутную границу (68 км) Дания имеет лишь с Германией на юге Ютландского полуострова. Площадь страны составляет 42 930 кв. км. Дании принадлежат Фарерские острова в Атлантическом океане (1,4 тыс. км) и крупнейший в мире остров Гренландия (2176 тыс. кв. км). Западное побережье Ютландии омывается Северным морем, северное проливом Скагеррак, восточное побережье Ютландии и северное побережье Зеландии проливом Каттегат, из которого в Балтийское море ведут 3 узких пролива: Эрессун (или Зунд) между Зеландией и южной оконечностью Скандинавии, Большой Бельт между островами Зеландия и Фюн, и Малый Бельт между островами Фюн и Ютландией.

Предметом исследования в данной работе является транспортная инфраструктура Дании, а её целью соответственно – оценка Дании с точки зрения уровня развития её транспортной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

ü изучить состояние отдельных видов транспорта Дании (воздушного, водного, железнодорожного и автотранспорта);

ü определить наиболее развитых из них;

ü изучение наиболее популярных воздушных и водных путей, автомобильных и железнодорожных магистралей, переправ;

ü изучение подвижного состава различных видов транспорта, используемого для пассажирских перевозок.

Также в работе будут даны сведения о прогрессивных технологиях, применяемых в сфере транспортного обслуживания.

Кроме того, в работе будут рассмотрены способы доставки туристов в два наиболее популярных туристических центра Дании, а именно непосредственно в саму столицу страны, Копенгаген (центр экскурсионно-познавательного туризма), и во всемирно известный тематический парк развлечений Леголенд (центр тематического туризма).

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что Дания с её многовековой историей, многочисленными памятниками прошлого, первозданной красотой природы, небольшими расстояниями между достопримечательностями, а также спокойной, размеренной жизнью ежегодно привлекают сюда огромное количество туристов. И с каждым годом их число только увеличивается (2006 год – 7,3 млн; 2007 – 8,1 млн).

Основную часть туристов, приезжающих в Данию, составляют семьи с детьми и пожилые пары.

Помимо экскурсионно – познавательного и тематического туризма, которые являются в Дании основными, страна обладает ресурсами и для экологического, а также спортивного туризма. Чистая окружающая среда является отправной точкой для различных видов активного отдыха: велосипедные прогулки, гольф, верховая езда, пешие походы, яхтинг, виндсерфинг, рыбалка.

Таким образом, Дания обладает огромным туристским потенциалом и ресурсами для развития разных видов туризма. В связи с высокой востребованностью страны у туристов возникает вопрос, касающийся того, насколько легко доступна Дания в транспортном отношении, просто ли до неё добраться из разных стран мира и насколько удобно передвигаться внутри самой страны. Оценив транспортную инфраструктуру Дании, станет возможным ответить на поставленные вопросы.

 

Теоретическая часть

Воздушный транспорт

 

Центральное место в воздушных перевозках занимает авиакомпания SAS ("Скандинэвиэн Эрлайнз Систем") - совместное государственно-частное предприятие с участием Швеции, Дании и Норвегии. SAS осуществляет все внешние авиаперевозки, в то время как её датское отделение "Данэйр" занимается перевозками внутри страны. Ежегодно авиакомпанией SAS перевозится более 13 млн. пассажиров, в том числе отделением "Данэйр" на внутренних линиях Дании около 2,5 млн. пассажиров.

Помимо SAS и "Данэйр" в Дании имеется около 10 мелких авиакомпаний, осуществляющих полеты внутри страны и на короткие расстояния за границу (восток Швеции, юго-восток Англии и север Германии).

SAS имеет тесные контакты с авиакомпаниями "Тексас Эйр" (США), "Суиссэйр" (Швейцария), "Финнэйр" (Финляндия) "Лан-Чиле" (Чили), "Тай" (Таиланд) и "Ана-Олл-Ниппон Эйлайнз" (Япония) и обменялась с ними акциями с тем, чтобы успешнее противостоять конкуренции со стороны более мощных западноевропейских компаний.

В Дании имеется 34 аэропорта, способных принимать современные реактивные лайнеры. Крупнейший из них копенгагенский аэропорт "Каструп". На него приходится 75% пассажиров, датского воздушного транспорта. Он обслуживает 20 млн. пассажиров в год, включая транзитных. Всё это позволяет ему входить в пятерку крупнейших аэропортов Европы. В связи с вхождением Дании в Шенгенское пространство аэропорт был частично модернизирован – созданы две независимые зоны. Развитие аэропорта «Каструп» продолжается. Это главный аэропорт Скандинавии, поскольку он является крупным транзитным узлом. Прямые рейсы из аэропорта Копенгагена совершаются в 129 населенных пунктов по всему миру. «Каструп» представляет собой центральный узловой пункт и всех внутренних авиалиний Дании. Отсюда самолеты вылетают еще в 12 аэропортов страны. Находится он в 8 км к юго-востоку от города. Поездка на такси или автобусе (отправление каждые 15 минут) займет 20-30 минут. По скоростной железной дороге до центрального вокзала Копенгагена поездка занимает 12 минут. Специальные поезда соединяют аэропорт Копенгагена с Фунен - время в пути 1 час и с Ютландом - время в пути 2 часа. По опросам 8,2 миллионов авиапассажиров, проведённым компанией Skytrax, этот аэропорт занимает 7 место в мире по таким факторам, как шоппинг, еда, обходительность персонала, доставка багажа и время ожидания в ходе различных проверок. Главная примета данного аэропорта – его изысканная обстановка, включающая в себя деревянные полы и произведения искусства, выставленные в терминалах.

Кроме него еще несколько частных аэропортов (в особенности Биллун) обслуживают международные авиалинии.

Большая часть внутренних маршрутов сходится в аэропорту Копенгагена. Кроме него крупными узлами внутренних авиалиний являются аэропорты Рённе, Биллунн, Эсбьерг, Каруп, Скрюструп, Сённеборг, Тистед, Ольборг и Орхус. Большинство аэропортов расположены на равном удалении от двух или нескольких городов, так что до них легко добраться отовсюду. Внутренние перелеты занимают, как правило, не больше 30-40 минут. На некоторые билеты существуют скидки, в том числе семейные, детские и молодежные. Таким образом, применение специальных тарифов дает возможность путешествовать по Дании без больших затрат.

Помимо главных, официальных аэропортов, для частных самолетов существует целый ряд небольших аэропортов. В Дании возможно также взять частный самолет на прокат с пилотом или без.

"Аэрофлот" и SAS совершают ежедневные рейсы из Москвы (Шереметьево-2) в Данию.

 

Железнодорожный транспорт

 

За последние десятилетия многие железнодорожные пути были разобраны, и общая протяженность железнодорожной сети уменьшилась. Несмотря на это, пассажирские перевозки остались на прежнем уровне. По железной дороге в Данию можно приехать из Осло, Стокгольма, городов Германии.

Качество обслуживания пассажиров улучшилось благодаря электрификации железных дорог и появлению комфортабельных поездов, движущихся со скоростью 200 км/ч. На территории Дании поезда ходят с очень малыми интервалами. Железная дорога соединяет крупные города на каждом из датских островов. Ширина железнодорожной колеи не отличается от самой распространённой в мире – 1435 мм.

Железнодорожный транспорт страны сосредоточен, главным образом, в ведении государственной компании Датских национальных железных дорог (ДСБ). Ей принадлежат не только железные дороги, но и 283 станции, а также подвижной состав, который включает примерно 200 магистральных и более 200 маневровых электрических и дизельных локомотивов, более чем 6,5 тыс. вагонов различных типов. Кроме того, ДСБ эксплуатирует порядка 30 крупных паромов, осуществляющих переправу на 304 паромных линиях. Ежедневно паромами ДСБ осуществляется более 275 отходов-заходов. 600 автобусов ДСБ обслуживают 7373 км автобусных маршрутов между станциями на различных линиях Ширина железнодорожной колеи не отличается от самой распространённой в мире – 1435 мм.

Помимо этого, в Дании имеется ряд малых частных железнодорожных компаний, осуществляющих местные перевозки в масштабах отдельных регионов. Общая же длина датских железных дорог составляет сегодня более 3 тыс. км, в том числе 2344 км дорог электрифицированы. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится примерно 150 млн. пассажиров, это около 20% пассажиропотока.

Особое положение занимает сеть пригородных линий в районе Копенгагена (S-Tog). Она создана в 1930-х годах по образцу городских железных дорог в Германии. В настоящее время S-Tog является отдельным подразделением ДСБ. Общая длина линий сети составляет 430 км с 81 станцией, они полностью электрифицированы.

Цены на железнодорожные билеты устанавливаются по зональному принципу (в эту систему включены также и некоторые линии паромных перевозок), то есть в зависимости от дальности поездки, причем с увеличением расстояния стоимость одного километра уменьшается. Можно приобрести билет Scanrail Pass, дающий право неограниченного проезда по территории Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии. Билеты Inter-Rail действительны в Дании так же, как и во всей остальной Европе. Билеты на автобус, паром и поезд продаются на всех станциях.

 Выгоды от льготных тарифов можно получить только при условии покупки билетов в Дании (скидка приблизительно на 20% предоставляется в случае покупки билетов на вторник, среду, четверг и субботу, а также на комплексные билеты, включающие осмотр достопримечательностей, на билеты в парки развлечений и т.п.). Детей до 4 лет можно провозить бесплатно, от 4 до 12 – за половину цены. Существуют также скидки для пенсионеров (от 65 лет) и групп (от 3 человек) Ширина железнодорожной колеи не отличается от самой распространённой в мире – 1435 мм.

На дальних маршрутах ДСБ ходят несколько экспрессов (“Lyntogs”), во многих из которых можно приобрести газеты и перекусить, а также воспользоваться телефоном-автоматом. Новые скоростные поезда IC3 идут вообще почти без остановок.

После отказа от замысла использовать поезда из двухэтажных вагонов для увеличения провозной способности пригородных сообщений в районе Копенгагена ДСБ сконцентрировали разработки на увеличении ширины вагонов. Это стало возможным за счет использования концепции сочлененного поезда из вагонов меньшей длины, опирающихся на одноосные направляемые тележки.

Восьмивагонный электропоезд S-train новой конструкции (Приложение 1) длиной 84,2 м, сформированный из двух идентичных четырехвагонных секций (Приложение 2), имеет 10 одноосных тележек (головной и концевой вагоны опираются на две тележки, промежуточные на одну), из которых восемь моторные. Кузова изготавливаются из крупноразмерных экструдированных элементов из алюминиевого сплава, благодаря чему поезд при 336 местах для сидения имеет массу тары всего 123 т, т. е. 366 кг/место.

В декабре 1992 г. ДСБ подписали контракт с консорциумом компаний Linke-Hofman-Busch и Siemens о постройке первой партии из восьми таких поездов. Поезда были поставлены в 1995 - 1996 гг. и после всесторонних испытаний введены в эксплуатацию на линии Хиллерёд - Когё. Конструкция оказалась весьма удачной, и в январе 1998 г. были заказаны еще 112 поездов на сумму 1 млрд. ф. ст. с таким расчетом, чтобы весь имеющийся пригородный парк можно было заменить к 2005 г.

Обновление парка подвижного состава связано с продолжающейся электрификацией. Электрификация уже пришла на остров Фюн по новой постоянной связи через пролив Большой Бельт и достигла полуострова Ютландия (в железнодорожном узле Фредерисия) по открытой ранее постоянной связи через пролив Малый Бельт. Далее она будет продлена от Фредерисии на юг до границы с Германией, что позволит водить международные пассажирские и грузовые поезда на электрической тяге, и на север ко второму по величине городу Дании Орхусу.

В настоящее время основную часть парка моторвагонного подвижного состава железных дорог представляют во многом конструктивно сходные электропоезда серии IR4 и дизель-поезда серии IC3. Поезда IC3 эксплуатируются и на маршрутах, включающих электрифицированные участки, в том числе на линии через пролив Большой Бельт. Рассматривается возможность объединения поездов IR4 и IC3, маршруты которых частично совпадают, в один с управлением по системе многих единиц с последующим разъединением на узловой станции, чтобы каждый поезд следовал далее до своего пункта назначения (и в обратной последовательности при следовании в противоположном направлении). Этот вариант представляет определенный интерес, так как полная электрификация всей сети ДСБ не планируется. Опыт совместной эксплуатации дизель- и электропоездов имеется на железных дорогах Великобритании, но остаются подлежащие решению технические проблемы.

Открытие постоянной железнодорожной связи со Швецией через пролив Эресунн, естественно, влияет на политику ДСБ. В настоящее время для переправы ночных поездов дальнего следования и дневных местных используются паромы. Для освоения ожидающегося резкого увеличения объема пассажирских и в еще большей степени грузовых перевозок потребуется электроподвижной состав, приспособленный к работе с разными системами тягового электроснабжения, сигнализации и связи, принятыми на магистральных железных дорогах двух стран. В связи с этим компании Siemens заказаны 13 двухсистемных электровозов, а компании Adtranz 27 трехвагонных двухсистемных электропоездов.

Вблизи нескольких крупных городов Дании расположены международные аэропорты, обслуживаемые железнодорожными линиями. В рамках реализации проекта постоянной связи через пролив Эресунн организуются скоростные сообщения с копенгагенским аэропортом Каструп.

В Дании существует постоянная тоннельно-мостовая связь длиной 18 км через пролив Большой Бельт. Она была открыта для пассажирского движения 1 июня 1997 г. Впервые в истории Дании все крупные города страны получили транспортные сообщения со столицей Копенгагеном без использования паромных переправ. Остров Зеландия, на котором расположена большая часть Копенгагена (меньшая - на острове Амагер), с помощью указанной связи соединился с островом Фюн, который в свою очередь уже был соединен с материковым полуостровом Ютландия с помощью построенного еще в 1935г. мостового перехода через пролив Малый Бельт.

После открытия железнодорожного сообщения время поездки через пролив сократилось более чем на 1 ч, и график был изменен в расчете на пропуск не менее 46 пар поездов в сутки между Копенгагеном и Оденсе. Уже за первые 5 месяцев объем пассажирских перевозок увеличился на 60 %, к лету 1998 г.на 63 %. Открытие автомобильного движения отвлекло некоторую долю пассажиропотока, но все же большая его часть сохранилась благодаря высокому уровню комфорта и частоте движения поездов, а также наличию парковки для легковых автомобилей у западного конца линии.

В июле 2000 г. были завершены работы по соединению Швеции и Дании с помощью тоннельно-мостового перехода. Входящие в его состав сооружения образуют постоянную связь через пролив Эресунн, в составе которой четырехполосная автомобильная дорога и двухпутная железнодорожная линия. Железнодорожная часть будет состоять из трех элементов: наземной линии со стороны Дании, включающей ответвление к аэропорту Каструп; линии по комбинированному переходу с одного берега пролива на другой, образованному тоннелем, выходящим на искусственный остров, и начинающимся на этом острове высоким мостом; наземной линии со стороны Швеции с таможенным пунктом.

Проект стоимостью 22 млрд. дат. крон финансировалась через займы с гарантией правительств Дании и Швеции со сроком окупаемости 30 лет; существенны также капитальные вложения со стороны Европейского союза.

Соединяемые железнодорожные сети Дании и Швеции имеют различное техническое оснащение. Связывающая их линия электрифицируется на переменном токе 25 кВ, 50 Гц (как в Дании), станция стыкования с нейтральными секциями будет в Лернакене на шведской стороне, где принята система переменного тока 15 кВ, 16 Гц. Максимальная скорость движения пассажирских поездов по новой линии установлена равной 200 км/ч.

Что касается того, как добраться из России до Дании железнодорожным транспортом, то прямого поезда нет, проехать можно с минимум двумя пересадками в Германии. Время в пути – 40 часов. А стоить такая поездка будет дороже авиаперелета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: