Сравнительный анализ моделей

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при

 общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

  Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке

 труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее - 70% против 35%. Активная политика не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). А также, активная политика увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

  Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве

 внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.

Несмотря на то, что эффективность государственной службы по трудоустройству высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентов ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. А  в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лиц получают работу через службу содействия найму. Дело в том, что целый ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие выгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами, предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся (56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это - "Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест" в Швеции.

Сейчас всемерно стимулируется участие работодателей в профессиональной подготовке трудящихся. Так, законодательством  Швеции  предусмотрено, что предприятия, имеющие 10 и более наемных работников, должны выделять на эти цели 1,2 процента от фонда заработной платы. "Закон о совместной профессиональной подготовке", принятый в США в 1982г., ставит обучение в тесную связь с частными компаниями. Представители бизнеса организуются через Частные отраслевые советы для управления программой и выделения специфических профессий, необходимых для каждого региона в отдельности, чтобы безработные могли получить навыки, в наибольшей степени соответствующие нуждам предпринимателей. Самым эффективным подходом является профессиональная подготовка на рабочем месте, которая включает соглашение с работодателем о проведении обучения людей на фирме с гарантией последующего найма тех, кто успешно закончит курс;  государство же оплачивает половину заработной платы работника за время учебы. Главное преимущество этого метода, конечно, возможность трудоустройства. В то же время при обучении на рабочем месте компания обычно отбирает наиболее способных учеников, а саму профессиональную подготовку фирмы осуществляют, в основном, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. В Швеции местные учебные центры тоже иногда договариваются с частными предприятиями об обязательном трудоустройстве в них учащихся. Но, как правило, преобладает свободный выбор выпускниками места будущей работы, что обосновывается тем, что слишком узкая специализация учеников в интересах сиюминутных потребностей той или иной фирмы опасна, если образовательная программа будет ограничена рамками конкретного рабочего места.

   Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

  Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в

 большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина

 учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в

 дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

  Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом

 определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.

Это, правда, что США является мировым лидером, технологии и инноваций. В то же время, социальное неравенство среди граждан США вызывает тревогу. США отстает от Швеции и других скандинавских стран не только в конкурентоспособности, но и в показателях качества жизни.

Некоторые статистические данные: официальный рост ВВП, по оценкам за 2006 год США отстает от ВВП Швеции на четыре процента. По данным Всемирного экономического форума, Швеция на 3-м месте среди наиболее конкурентоспособных стран мира, а США на 6-м. Индекс развития человеческого потенциала 2006 года, опубликованный ООН, ставит Швецию, 5-й страной с самым высоким качеством жизни, а США 8-й. Индекс учитывает такие факторы, как продолжительность жизни, уровень грамотности, ВВП на душу населения и т.д.

Проведем примеры данных показателей:

·  Общее число жителей в США составляет – 308 млн. человек, а в Швеции – 8,873 млн. человек.

· Продолжительность жизни США составляет – 77,10, а в Швеции этот показатель равен –80,86 лет (мужчины: 78,59 лет, женщины: 83,26 лет).

· Средний доход на душу населения в Швеции -  39 600 долларов, а в США он равен - 35 400 долл.

· Уровень грамотности в Швеции равен - 99 %, а в США – 97%.

· Уровень безработицы в США равен 9,1%, а в Швеции он равен 8,1%.

 

 

Заключение

Во всем вышеизложенном видна четкая разница между положением на рынке труда этих двух стран. Швеция одна из немногих стран, в которой огромное внимание уделяется человеку. Там заботятся о том, чтобы человек мог зарабатывать, а не стремился заработать статус безработного и жить на пособие по безработице. В США, и некоторых других странах проще выплатить человеку это пособие, чем подумать, как устроить его на работу. Поэтому в США такой бешеный уровень безработицы. Очень много работников в США являются эмигрантами, и хотелось бы подчеркнуть, что много и Россиян (студенты уезжают туда на заработки и обратно уже не возвращаются, потому, что им там так нравится, есть возможность работать, т.к. сами американцы будут лучше сидеть дома и жить на ежемесячное пособие.). Но, конечно нельзя так прям категорично говорить о том, что в США не ведется никакая работа по помощи людям, она безусловно же есть. Например, в 2003 году в Швеции получатели пенсии по старости в среднем отдавали 28,6% этой пенсии в виде налогов. В США аналогичные социальные пособия облагаются налогом 5,2%. Налог на пособия по безработице в Швеции составляет 28,7%, в США - 12%. Эти различия в уровне налогообложения, однако, почти никогда не учитываются при сравнении Швеции и США. В США распространена такая форма социальной помощи, когда наименее обеспеченные получают право полностью или частично вычитать из облагаемой налогом суммы своих доходов расходы на здравоохранение, отчисления в пенсионные фонды и т. д. В результате располагаемые доходы растут, но поскольку государство ничего не дает им на руки, международная статистика такие программы также не учитывает. Наконец, получив пособия, малообеспеченные граждане отправляются за покупками. Но шведы при этом платят разнообразные налоги на уровне 22-28%, а американцы - всего 4,7-7%. В целом оказывается, что с учетом налогов доля реальных социальных выплат в ВВП скандинавских стран снижается более чем на четверть. Исходя из этих или похожих соображений можно по-новому оценить уровень социальных расходов в США и скандинавских странах и сделать вывод: американцы ничем не уступают шведам  по размеру социальных расходов на душу населения.  США уступает Швеции по уровню безработицы, а это может быть причиной того, что в данных странах разный состав и численность населения.

 

Список литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2001. – 304 с.2.Ванкевич, Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда / Е.В. Ванкевич. – М., 19993.Воловская, Н.М. Экономика и социология труда / Н.М. Воловская. – М.; Новосибирск, 2008.4.Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкина. – М., 2001.

5.Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008.

Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

6.Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005.

7.Мухин А. В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК / А. В. Мухин// ТЭК - 2001. -С. 170

8.Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2005.

9.Смирнова Е.В. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень, 2008.

10.Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: