Глава 2. Обоснование политики управления дебиторской задолженности

Анализ дебиторской задолженности организации в предшеству­ющем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффектив­ности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебитор­ской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задол­женности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффи­циента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

КОАдз = ДЗ:ОА,             (1)

где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребитель­скому кредиту);

ОА — общая сумма оборотных активов организации.

На втором этапе анализа определяются средний период инкас­сации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассмат­риваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолжен­ности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот пока­затель рассчитывается по следующей формуле:

ПИдз = ДЗср: Оо,           (2)

где ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности;

ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в це­лом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;

 Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рас­сматриваемом периоде.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определен­ного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

КОдз = ОР: ДЗср,           (3)

где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

ОР — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматри­ваемом периоде;

ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в це­лом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задол­женности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав про­сроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

■ коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

КПдз = ДЗпр: ДЗ,           (4)

где КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмот­ренные сроки;

ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации;

■ средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной)
дебиторской задолженности:

ВПдз = ДЗпр: Оо,           (5)

где ВПдз — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

ДЗпр — средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;

Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупа­телями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой дав­ности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз,     (6)

где  Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в деби­торскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз — дополнительная прибыль организации, полученная от увеличе­ния объема реализации продукции за счет предоставления кре­дита;

ТЗдз — текущие затраты организации, связанные с организацией кре­дитования покупателей и инкассацией долга;

 ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга поку­пателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа ана­лиза может быть определен и относительный показатель — коэффи­циент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задол­женность. Он рассчитывается по следующей формуле:

Кэдз = Эдз: ДЗрп,           (7)

где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебитор­скую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в деби­торскую задолженность по расчетам с покупателями в опре­деленном периоде;

ДЗрп — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с поку­пателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей раз­работки отдельных параметров кредитной политики организации.

Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредит­ной политики отражает условия этой практики и направлено на повы­шение эффективности операционной и финансовой деятельности орга­низации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

■ в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

■ какой тип кредитной политики следует избрать организации.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидно­сти — товарный (коммерческий) и потребительский кредит. Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализа­ции продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупа­телю продукции на срок от одного до шести месяцев.

Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отрас­левой принадлежностью организации и характером реализуемой про­дукции (товаров, услуг).

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности организации. Различают три принципиальных типа кредитной политики организации по отношению к покупателям продукции: консервативный, умеренный и агрессивный [5].

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики органи­зации направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимиза­ция рассматривается как приоритетная цель в осуществлении ее кре­дитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики организация не стремится к получению высокой дополнительной при­были за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного рис­ка, минимизация сроков предоставления кредита и его размера, ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стои­мости, использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредит­ного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровож­дает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа явля­ется распространение кредита на более рискованные группы покупа­телей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых раз­меров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

■ современная коммерческая и финансовая практика осущест­вления торговых операций;

■ общее состояние экономики, определяющее финансовые воз­можности покупателей, уровень их платежеспособности;

■ сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

■ потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализа­ции за счет предоставления кредита;

правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задол­женности

■ финансовые возможности предприятия в части отвлечении средств в дебиторскую задолженность;

■ финансовый менталитет собственников и менеджеров органи­зации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осущест­вления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессив­ный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конеч­ном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Определение возможной суммы финансовых средств, инвестиру­емых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учи­тывать:

■ планируемые объемы реализации продукции в кредит;

■ средний период предоставления отсрочки платежа по отдель­ным формам кредита;

■ средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);

■ коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср): 360, (8)

где ИДз — необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в деби­торскую задолженность;

Орк - планируемый объем реализации продукции в кредит;

 Кс.ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР ср — средний период просрочки платежей по предоставленному кре­диту, в днях.

Если финансовые возможности организации не позволяют инве­стировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизмен­ности условий кредитования должен быть соответственно скорректи­рован планируемый объем реализации продукции в кредит.

Формирование системы кредитных условий. В состав этих усло­вий входят следующие элементы:

■ срок предоставления кредита (кредитный период);

■ размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

■ стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продук­цию);

■ система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями.

Срок цредоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предостав­ления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению сум­мы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного перио­да, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характери­зует максимальный предел суммы задолженности покупателя по пре­доставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредит­ной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объ­ема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финан­сового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредит­ный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приоб­ретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предо­ставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчи­слении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

ПСк = ЦСн х 360: СПк,     (9)

где ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении

немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %;

СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость товарного(коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансо­вому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стиму­лировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кре­дитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за при­обретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью воз­мещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохо­да, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня плате­жеспособности и другие).

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциа­ция условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Креди­тоспособность покупателя характеризует систему условий, определя­ющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финан­совые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

■ определение системы характеристик, оценивающих кредито­способность отдельных групп покупателей;

■ формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

■ выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспо­собности покупателей;

■ группировку покупателей продукции по уровню кредитоспо­собности;

■ дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциа­ция кредитных условий осуществляются раздельно по различным фор­мам кредита — товарному и потребительскому.

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспо­собность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осущест­вляется обычно по следующим критериям:

■ объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

■ репутация покупателя в деловом мире;

■ платежеспособность покупателя;

■ результативность хозяйственной деятельности покупателя;

■ состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупа­тель осуществляет свою операционную деятельность;

■ объем и состав чистых активов, которые могут составлять обес­печение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбужде­нии дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

■ дееспособность покупателя;

■ уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

■ состав личного имущества покупателя, которое может состав­лять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Цель формирования и экспертизы информационной базы про­ведения оценки кредитоспособности покупателей — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

■ из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);

■ из данных, формируемых из внутренних источников (если сдел­ки с покупателем носят постоянный характер);

■ из информации, формируемой из внешних источников (ком­мерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих перегово­ров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его иму­щества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статисти­ческий, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обыч­но выделение следующих их категорий:

■ покупатели, которым кредит может быть предоставлен в макси­мальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

■ покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограни­ченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

■ покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопус­тимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

■ срок предоставления кредита;

■ необходимость страхования кредита за счет покупателей;

■ формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предо­ставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несо­стоятельных дебиторов.

Обеспечение использования в организации современных форм рефи­нансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отно­шений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолжен­ности, используемыми в настоящее время, являются:

■ факторинг;

■ учет векселей, выданных покупателями продукции;

■ форфейтинг.

Построение эффективных систем контроля за движением и свое­временной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового конт­роля в организации как самостоятельный его блок.

Одним из видов таких систем является ABC-система примени- тельно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу – «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды де­биторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); |в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влия­ния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кре­дитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолжен­ности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, ьыступает следующее условие:

ДЗо  → ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз, (10)

где ДЗо — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;

ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприя­тием от увеличения продажи продукции в кредит;

ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации по обслужи­ванию дебиторской задолженности;

ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолжен­ность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) поку­пателей.

Кроме рассмотренных этапов формирования политики управле­ния дебиторской задолженностью, следует также отметить, что необ­ходимо постоянно отслеживать уровень кредиторской задолженности, т.е. анализировать уровень средств, привлекаемых от поставщиков.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: