Глава 1. Теоретический анализ понятий самооценки и тревожности в психологической литературе

Тема: СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7

1.1. Понятие самооценки и особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте 7

1.2. Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста 22

1.3. Соотношение тревожности и самооценки в детском возрасте 35

Выводы по Главе 1 39

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40

2.1. Организация и методы исследования 40

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 51

2.3. Выводы по результатам исследования 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

ЛИТЕРАТУРА 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 69

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника. Самооценка, представляющая собой сложное системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, является компонентом самосознания, а в детском возрасте – стержнем процесса становления личности. Самооценка – это не просто знание самого себя как набора отдельных характеристик, это отражение определенного отношения к себе, осознания себя как некоего устойчивого объекта. Формируя у индивида потребность соответствовать не только уровню оценок окружающих, но и уровню собственных личностных оценок, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой, т.е. является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.

Проблеме самооценки посвящено большое число работ отечественных и зарубежных исследователей (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Дж. Брунер, Э.А. Голубева, Э. Эриксон, К. Роджерс и др.). Исследованию закономерностей формирования самооценки в детском возрасте посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Ю.К. Бабанского, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др. Особенности самооценки при отклоняющемся развитии рассматривали Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Е.Т. Соколова, Е.О. Федотова и др. В этих и других работах было показано, что истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки признан старший дошкольный возраст, поскольку он связан с формированием новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения.

Регулятором психического развития в дошкольном детстве являются эмоции, которые господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Несовершенство в восприятии и понимании чувств у дошкольника влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе. Специфика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку. Как свидетельствуют недавние исследования, наиболее распространенным явлением в дошкольном возрасте является повышенная тревожность, которая понимается как переживание диффузного опасения и как склонность индивида реагировать подобным образом в различных ситуациях. Проблема тревожности является предметом многочисленных исследований в психологии, социологии, философии, биологии, медицине. Психологической проблеме тревожности посвящены работы З. Фрейда, Дж. Уотсона, Ч. Спилбергера, Р. Мэя, В. Франкла и др. Проблемы детской тревожности исследовали А.М. Прихожан, В.М. Астапов, А.В. Басов, Е.И. Савина, А.И. Захаров, Н.Н. Лаврентьева, Дж. Боулби и др. Тем не менее, многие авторы указывают на то, что проблема детской тревожности актуальна в настоящее время ввиду того неблагоприятного влияния, которое чрезмерная тревожность способна на все дальнейшее психическое развитие ребенка.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью старшего дошкольного возраста для становления эмоциональной сферы и самооценки ребенка с точки зрения их дальнейшего развития и влияния на личность, а также широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить соотношения показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – особенности тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – взаимосвязь тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: между уровнем тревожности ребенка старшего дошкольного возраста и уровнем его самооценки существует отрицательная взаимосвязь.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме соотношения показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

2. Исследовать показатели тревожности и самооценки в группе детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести анализ соотношения показателей тревожности и самооценки методами математической статистики.

4. На основе статистически значимых результатов исследования сформулировать выводы и практические рекомендации для родителей и педагогов.

Методологическую основу работы составили принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, представления отечественных психологов об активной роли психического образа, в том числе и образа Я, в возникновении и регулировании деятельности (Зинченко, 1991; Смирнов, 1993 и др.), о зависимости деятельности от образа мира (Леонтьев, 1986), а процессов саморегуляции – от образа Я, самосознания, представление о системной организации различных уровней регуляции деятельности.

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, психометрия (тестирование с помощью проективных тестов), методы математико-статистического анализа данных.

Экспериментальными методиками являются:

1) Проективная методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка», направленная на диагностику уровня самооценки.

2) Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, направленная на диагностику особенностей эмоционально-личностной сферы.

3) Проективная методика Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, направленная на диагностику уровня тревожности в различных сферах.

4) Проективная методика «Я, Добро и Зло», направленная на диагностику уровня самооценки и уровня тревожности.

Теоретическая значимость исследования. Исследование решает частную научную проблему соотношения самооценки и тревожности в старшем дошкольном возрасте и в то же время позволяет получить целостное и непротиворечивое представления о структуре личности и ее развитии в онтогенезе. Кроме того, в исследовании отражен новый аспект механизма формирования патопсихологических личностных характеристик, что открывает дополнительные возможности для разработки научно-обоснованных методов профилактики и коррекции указанных нарушений.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования психолого-педагогических рекомендаций в практике школьного психолога родителями и педагогами для коррекции уровней самооценки и тревожности старших дошкольников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: