Соотношение тревожности и самооценки в детском возрасте

Проблема взаимосвязи самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста представляет особый интерес для педагогики и психологии, учитывая значение этих психических феноменов для развития личности. В литературе самооценка и уровень притязаний часто связываются с тревожностью, поскольку существенной составляющей паттерна притязаний являются переживания не только успеха, но и неудачи, неизбежно вызывающие тревогу [17]. Л.И. Божович и М.С. Неймарк считают, что одним из источников тревожности у ребенка является расхождение между положением, фактически занимаемым им в коллективе, и положением, которое он стремится занять. Известно, что среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка. В дошкольном возрасте происходит зарождение начал самооценки. Многие авторы, описывая самооценку детей, раскрывают ее неадекватность, связь с неадекватными эмоциональными реакциями и в то же время отмечают, в каком возрасте происходит осознание возможностей своих действий и появляется потребность в самооценке.

По данным литературы (Э.В. Гилязова, М.С. Неймарк, Л.И. Божович, А.М. Прихожан), между тревожностью и самооценкой чаще отмечается двусторонняя отрицательная взаимосвязь: высокотревожные дети обычно отличаются неуверенностью в себе и обладают неустойчивой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. В то же время типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

По мнению отечественных и зарубежных исследователей (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А. Фрейд, М. Малер, М. Кляйн, А. Адлер), такое соотношение повышенной тревожности и заниженной самооценки объясняется тем, что повышенный уровень тревожности у ребенка отражает его недостаточную эмоциональную приспособленность к тем или иным социальным ситуациям. У детей с высоким уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как слабому, неумелому, что, в свою очередь, порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Ребенок стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя. Возникает внутренний конфликт, как столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Внутренний конфликт порождает у него тревогу, которая окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего, он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Он склонен воспринимать различные нейтральные ситуации как угрожающие его самооценке. И все это при обостренном чувстве собственного достоинства [1].

Ребенок, имеющий низкую самооценку, находится в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости (Я.Л. Коломинский, 1988). Вигильность и повышенная бдительность – существенные особенности тревожного человека. Все его внимание направлено на поиск источников опасности: а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности [52].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Выводы по Главе 1

 

Проведенный теоретический анализ литературных источников показал, что в рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, его личностный аспект. Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека, при этом старший дошкольный возраст признан многими исследователями важным этапом в ее развитии. Самооценка формируется в ведущей деятельности на основе представлений ребенка о себе, получаемых в процессе общения с взрослыми, сверстниками и из собственного практического опыта. Она представляет собой аффективную оценку представления индивида о самом себе и может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Частым явлением в эмоциональной сфере дошкольника является тревожность. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду. Повышение тревожности у ребенка отражает его недостаточную эмоциональную приспособленность к тем или иным социальным ситуациям.

Между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте существует тесная двусторонняя связь. Наиболее часто заниженной самооценке соответствуют повышенные показатели тревожности. Между тем, нередко встречаются случаи, когда тревожные дети демонстрируют высокую самооценку, а у детей с низкой самооценкой не выявляется повышенной тревожности. Как свидетельствуют недавние исследования, характер соотношений между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте опосредован уровнем притязаний личности, при этом повышение личностной тревожности отмечается у детей с низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: