Содержание деятельности

 

Содержание туристско-краеведческой и экскурсионной работы в ходе акции составляют разнообразные формы и методы поисково-исследовательской деятельности: изучение литературных и документальных источников; работа в библиотеках, архивах, музеях; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных конфликтов; рассказы старожилов и очевидцев, авторов и организаторов установления памятников; экскурсии, походы и экспедиции по памятным местам воинской славы; краеведческие конференции, викторины, выставки, игры, митинги; конкурсы видеофильмов, презентаций, фотоотчетов, сочинений; экскурсии в школьных музеях. Итогом работы участников акции станет подготовка путеводителей, кадастров с описаниями всех памятных мест, социальных проектов.

Начать работу по стационарному сбору материалов об истории края следует с периодической печати. Не только в архивах, но и в некоторых библиотеках имеются комплекты местных газет и журналов разных лет. Фактический материал собирается и хранится в отдельных папках, обязательно создается картотека, где указывается название источника и его выходные данные, делаются выписки об интересующем событии. Такую же работу необходимо проводить по историко-научным и справочно-историческим изданиям, энциклопедиям. Большую помощь учащимся по сбору сведений о земляках, фамилии которых вписаны на обелисках, может оказать краевая Книга Памяти в 5 томах с занесенными именами жителей Хабаровского края, погибших на фронтах Великой Отечественной войны и умерших в послевоенные годы.

Важную роль в сборе материалов по истории памятников играют встречи с ветеранами, старожилами, вдовами и запись их воспоминаний о земляках, погибших в боевых действиях. Юные краеведы под руководством учителей заполняют анкеты ветеранов. Вопросы анкеты должны содержать следующие данные: фамилия, имя, отчество анкетируемого, дата рождения ветерана; точный адрес; каким военкоматом, когда и в каком возрасте был призван в действующую армию; на каких фронтах воевал, в какой армии, в каких войсках и в каких званиях; имеются ли награды, какие и за что; какие сражения и почему были самыми памятными; с кем из своих земляков воевал, с кем из них поддерживает связь. В конце анкеты указывается время заполнения анкеты, фамилии краеведов – учащихся и учителя.

Желательно сфотографировать ветерана, записать на диктофон или на видеопленку беседу с ним. Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше, поэтому надо спешить собрать сведения о них, документы личного происхождения (письма, дневники, фотографии и др.), по возможности, официальные документы (грамоты, удостоверения, извещения, газеты и др.). Все это является достоянием истории и должно храниться в музеях, архивах.

Переписка с интересными людьми, музеями, архивами, военкоматами – один из путей сбора историко-краеведческого материала. Обращение к выехавшим из населенного пункта ветеранам войны и труда, представителям местной власти, работникам архивов, государственных музеев поможет восстановить сведения об открытии памятника или обелиска, о людях в списке погибших.

Местные архивы городов и районов края хранят официальные документы и подшивки газет, в которых указаны точные даты и решения государственных органов об установлении памятников, обелисков, мемориальных досок и т.п. Копии этих документов должны обязательно прилагаться в отчетных материалах участников акции.

Второй путь сбора историко-краеведческого материала по памятникам боевой славы – экспедиционный. Это экскурсии, походы, экспедиции исследовательского характера. Экскурсия – это организованный выход (поездка) учащихся за пределы школы или населенного пункта для посещения достопримечательных мест и сбора информации с познавательной и воспитательной целью. Экскурсия может быть организована с использованием различных видов транспорта, активные способы передвижения и ночлеги вне населенных пунктов, как правило, не предусматриваются. Объектами историко-краеведческой экскурсии могут быть памятные места, где проходили знаменательные события, памятники и мемориальные доски в честь каких-либо событий или лиц, государственные и общественные музеи, в том числе школьные.

Образовательно-воспитательная эффективность экскурсии будет достигнута при условии предварительной подготовки. Педагогу необходимо дать задание нескольким учащимся собрать информацию об экскурсионном объекте, используя литературу, статьи в печати, справочники, энциклопедии, путеводители. Обязательно назначить фотографов и нескольких учащихся, которые будут вести записи рассказов экскурсовода, краеведа или других информаторов.

Описание памятника (мемориальной доски, монумента, обелиска и др.) следует делать по следующей форме:

  1. Наименование памятника;

  2. Местонахождение памятника (город, район, поселок, село, площадь, улица, номер близлежащего дома);

  3. Дата открытия памятника (мемориальной доски), авторы;

  4. Описание памятника (планировка, композиция, размеры, материал);

  5. Исторические сведения о событии (личности), которому посвящен памятник;

  6. Состояние памятника, кто над ним шефствует. Как используется в настоящее время;

  7. Решение органа государственной власти о создании памятника (номер и дата документа);

  8. Кем составлено описание (имена составителей, руководителя группы, название образовательного учреждения);

  9. Дата описания;

10. Фотография, рисунок или план памятника (мемориала);

11. Основная библиография, архивные и другие источники.

Экспедиция -это туристское путешествие поискового характерас целью исследования, изучения каких-либо объектов (исторических, археологических, географических, природы, культуры и т. д.).

Предварительная подготовка экспедиции предусматривает определение целей и задач, составление программы, плана, маршрута и сроков экспедиции, изучение темы, литературы и других источников в музеях, архивах и т.п., комплектование необходимого оборудования, распределение обязанностей в экспедиционной группе.

Для организации краеведческой экспедиции, кроме снаряжения, оборудования туристского и бытового характера, группе необходимо предусмотреть запасные емкости для сбора материалов, папки для документов, записные книжки, ручки, карандаши, фотоаппараты, по возможности, диктофон и видеокамеру, рулетки для обмеров, лупы, пакеты для хранения найденных фотографий и документов, планшеты.

Администрация образовательного учреждения, организовавшая экспедицию, издает приказ о проведении экспедиции с назначением руководителя и его заместителя, проводит инструктаж по технике безопасности, утверждает маршрут, план и смету, обеспечивает группу документами для путешествия (приказ, маршрутный лист установленного образца), контролирует соблюдение сроков экспедиции, заслушивает отчет руководителя на педагогическом совете и обеспечивает использование собранных материалов в учебно-воспитательной работе.

При проведении экспедиции группа готовит следующие экспедиционные документы:

полевой дневник. В нем фиксируется ход экспедиционной работы, ее основные этапы (по дням и событиям), анализируются первые результаты и намечаются перспективы дальнейших исследований.

полевая опись. Первичный документ, в который заносятся основные сведения о находках. Это могут быть полученные в ходе экспедиции фотографии памятника, участников войны, другие документы, связанные с темой поиска, вырезки из газет и т.д. Позднее они будут перенесены в инвентарную книгу музея.

тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. В ней фиксируются как можно близко к тексту воспоминания, рассказы ветеранов, очевидцев открытия памятника, старожилов, краеведов с указанием их анкетных данных. Желательно позднее попросить информатора подписать текст рассказа. В этом случае материал обретает форму документального свидетельства.

тетрадь фотофиксаций. Краеведы-фотографы записывают сведения о каждом кадре (наименование объекта фотосъемки, сюжет, время и место действия), которые они делают в экспедиции.

Главный документ экспедиционной группы – это дневник. Он является важной частью отчета об экспедиции и должен отражать выполнение плана и задания экспедиции, наиболее полное отображение содержания маршрута, непосредственные наблюдения и впечатления, поиски различных исторических сведений, общественно-полезную работу.

На первой странице дневника, как и на титульном листе отчета об экспедиции, повторяется название ее темы, наименование отряда, дата, маршрут и содержание задания. Следующий лист должен быть занят схемой маршрута, которая составляется в масштабе (например, в 1 см – 1 км), указанием условных знаков с обязательной их расшифровкой, обозначение маршрута, экскурсионных объектов, мест привалов и др. На отдельном листе должен быть дан список участников с распределением их обязанностей в экспедиции. Лучше дать фотографии участников. Со следующей страницы начинается текст дневника, с описанием по дням выполненной работы, подробными описаниями памятников и других памятных мест (по форме), материал должен иллюстрироваться фотоснимками, зарисовками, чертежами. В конце дневника следует сделать выводы об экспедиции, а также желательно включить личные впечатления участников.

В ряде школьных музеев края хранятся материалы об экспедициях по местам боевого пути дальневосточных дивизий, совершенных учащимися в 70-80-е годы прошлого столетия. На основе этих материалов нынешние активисты музеев могут подготовить виртуальные экскурсии, путешествия, применяя современные информационно-коммуникационные технологии.

Отчетные материалы об экспедиции участники предоставляют в печатном и электронном видах.

Критерии оценки краеведческой экспедиции:

     – результативность;

     – соответствие целей и задач достигнутым результатам;

     – общественная значимость экспедиции;

     – качество оформления отчета и материалов по памятным местам.

Участники акции по результатам проделанной поисково-исследовательской работы о памятных местах боевой славы могут подготовить и оформить на конкурс «Одетые в гранит и металл» информационно-справочные материалы: кадастр (аннотированный список памятников) или путеводитель по памятным местам воинской славы своего города, района, села.

Кадастр – систематизированный свод сведений о памятниках и памятных знаках – составляется в определенной последовательности и представляет собой список памятников (обелисков, монументов, братских могил, мемориальных досок) в форме таблицы:

 

№п/п   Наименование   Месторас- положение   Дата установ- ления Материал   Автор   Решение органа власти о его создании
1. Обелиск морякам-амурцам, погиб-шим в годы Великой Отечественной войны г.Хабаровск, ул. Ильича – угол ул.Руднева 1967 г. бетон    

 

Кроме общего списка, авторам кадастра необходимо представить подробные описания всех внесенных в список памятников в той же последовательности и в соответствии с приведенной в данных рекомендациях формой.

Путеводитель – краткое справочное издание о каком-либо историческом месте, музее, туристском маршруте, где представлены сведения (знания, представления), полученные в результате поиска, исследования. Существуют путеводители по стране, краю, городу. Они содержат сведения об истории, географическом положении, местных достопримечательностях (памятниках истории, культуры и природы), учреждениях культуры, образования, медицины, предприятиях. К ним относятся, например, путеводители «Амур от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре» (2008 г.), «Путешествия по музею» (автор В.П.Сысоев, 1979 г.), «Хабаровский край» (1-е изд., 2008 г.).

В рамках акции «Имя на обелиске» участники готовят путеводитель с историко-краеведческой характеристикой населенных пунктов по пути следования по определенному маршруту, где даются краткие сведения о городе, районе, селе и описания памятных мест по теме акции.

Требования к путеводителю:

    – Содержание путеводителя должно представлять собой четкий и достаточно подробный рассказ о памятных местах района, населенного пункта в определенной последовательности.

– Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута.

– Иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы) должны отражать наглядность, точность, информативность.

   – Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической, хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. В конце или в начале путеводителя приводятся сведения об его апробации и использовании.

   – Ссылки на используемые сведения из литературы и других источников обязательны.

Конкурсные материалы (кадастр, путеводитель) оцениваются по следующим критериям:

  – обоснованность выбора темы, объектов, источников;

  – содержательность, степень раскрытия и полнота содержания;

  – достоверность информации, источниковая база;

  – логика изложения, грамотность;

  – качество оформления работы (титульный лист, иллюстрации, фотоматериалы, техника исполнения).

Все материалы (кадастры, путеводители) должны быть оформлены в соответствии с требованиями положения о данном конкурсе.

Проект. Участвуя в конкурсе проектов «Вечный след на земле», учащиеся в конкретных делах проявляют социально-ценностные качества: патриотизм, гражданскую активность, уважение к землякам – представителям старшего поколения. В социальное проектирование вовлекается круг единомышленников из ученической среды, местного сообщества, поддерживающих гражданско-патриотические начинания молодежи.

Тематика проектов может быть связана со сбором воспоминаний защитников Отечества – ветеранов Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов и созданием «Книги доблести земляков», организацией помощи ветеранам, ремонтом памятников, установлением мемориальной доски выпускнику школы, созданием аллеи ветеранов, музея, комнаты, уголка боевой славы и др.

Критерии оценки проекта:

– актуальность и значимость поставленных проблем;

– социальная значимость проекта, юридическая правомерность действий;

   – самостоятельность разработки проекта;

– реалистичность, экономичность, перспективность освоения проекта;

– результативность.

В материалах проекта необходимо указать возраст обучающихся, цели и задачи проведения работы, её результаты, тематическое содержание, основные этапы работы группы по проблеме в логической последовательности, ресурсное обеспечение, механизм реализации и контроль за осуществлением проекта, перечень использованной литературы.

Материалы на конкурсы в рамках краевой патриотической акции «Имя на обелиске» представляются участниками в печатном и электронном видах. После рассмотрения членами жюри материалы не возвращаются и могут быть использованы для организации выставок творческих работ обучающихся края, помещены на сайте КГОУ ДОД «ХКЦРТДиЮ», а также переданы по просьбе заинтересованных организаций в краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в Государственный архив Хабаровского края.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: