Формирование новых поколений

 

 

Проблема социализации связана с формированием новых поколений. Мы понимаем под культурой, прежде всего то, что передается новым поколениям членов семьи. Многое из того, что составляет суть культуры семейных отношений, невозможно выразить в наборе правил внешнего поведения. Формирование подрастающего поколения возможно изучая прошлое, и сообщая новую «информацию к размышлению», призваны формировать общественное самосознание, толкая к раздумьям о смысле жизни и помогая нам понять самих себя» [26]. Они могут сообщаться членам семьи только при обретении ими постоянного статуса и вхождении во внутренние круги семьи, которым могут быть доверены секреты.

С другой стороны, способ научения и процессы социализации, в которые вовлекаются члены семьи, содержат в себе куда более глубокие представления. Проникновение на эти глубинные уровни предполагает понимание представлений и чувств, возникающих в критических ситуациях.

Также наблюдения, обработка исторических материалов дают возможность достаточно точно воспроизвести смысл этих глубинных коллективных представлений. Можно ли усвоить культуру посредством ускоренной социализации или самосоциализации. Деятельность любого нового члена семьи во многом состоит в дешифровке характерных для этой организации норм и представлений. Однако успех названной дешифровки зависит от реализуемой членами семи системы поощрений и наказаний, сопровождающих различные варианты поведения детей. В этом смысле обучение происходит постоянно, пусть процесс этот и не носит систематического характера.

Обеспечивая в наибольшей степени равенство возможностей в реализации жизненных программ людей вне зависимости от их половой принадлежности. Современное развитое постиндустриальное общество стимулирует формирование активной, самостоятельной, свободной и творческой личности. В социально справедливом обществе путь становления свободной личности строится на основе равенства индивидов, что ярко продемонстрировали представления о семейных отношениях эпох средневековья и Нового времени. В них впервые были предложены возможные пути достижения равенства между супругами. Это и явилось причиной неослабевающего интереса к историческим источникам на всем протяжении существования человечества.

Формирование культурной модели детства – проект, который позволяет предвидеть направление развития правил человеческого общежития. И последствиям, к которым может привести отсутствие внимания к вопросам семейных отношений. Общественные идеалы и социальные образцы поведения сложившиеся в разные периоды формирования общества по своей природе историчны. В них диалектически сочетаются изменчивое и устойчивое, специфическое и универсальное.

В свою очередь ученые, например Ф.Арьес, Ю.Бессмертный демонстрируя тревогу за судьбу личности в массовом обществе, позволяют спрогнозировать возможные последствия деформации семейных отношений. Изучение исторических идеалов позволяет социальной философии обобщить опыт отношений между полами, определить причины половой дискриминации, заняться поиском новых подходов в решении проблемы гендерного равенства, подвергнуть критике патриархатную идеологию, господствующую в современном обществе для формирования новых поколений.

Воспитание — противоречивый процесс в жизни. Причём, все знают, как воспитывать чужих детей, но с трудом представляют, что делать со своими. Взаимодействие детей (новых членов семьи) с родителями представляет собой творческий процесс создания культуры. Рассмотрению духовной составляющей во взаимоотношении полов, религиозным и юридическим основам семейных отношений посвящено наше исследование, где особое внимание уделено категориям «мужское» и «женское».

При наличии же таких представлений культура сохраняется путем передачи их детям. В этом смысле культура является механизмом социального контроля, благодаря которому могут быть заданы определенные модели восприятия, мышления и самоощущения. Ю. Бессмертный выделяет важные формы поведения, ритуалы, которые являются отражением культурных представлений. Кроме этого делается акцент на ключевых представлениях, связанных с восприятием и оценкой предметов, и явлений в семейных отношениях.



Заключение

 

Содержание представленных материалов дипломной работы построено на материале культурологических исследований Ф. Арьес и Ю. Бессмертного. Позволяет разработать тему семейных отношений. Мы исследовали феномен семьи средствами культурологии с позиций культурно-ценностного подхода. Это позволило сделать следующие выводы о том, что:

 Понятие «семейные отношения» включает в себя  понятия семья, личная жизнь. Существует несколько пониманий и определений этого понятия. Понятие «семейных отношений» в эпоху Средневековья впервые предложил в своих работах Ф.Арьес. Его идеи были дополнены русским историком Ю.Л.Бессмертным, который рассматривал особенности формирования семьи от Средневековья и Нового времени до современности.  В основе дипломного исследования находилась жизнь субъекта, и построение человеком семьи. Именно человек делает выбор свого ближайшего социального окружения, выбирает тип семейной жизни, тип своей роли родителя, и т.д.

Это позволило установить ценностную соотнесенность родства и семьи. Понять что человек носитель традиционной культуры и образов, как системы стойких наследуемых артефактов сохраняющихся в семейных отношениях.

Показать, что ценности христианской культуры выступили в истории европейской культуры основой формирования специфически европейской семейной жизни. Подчеркивается значительное влияние христианства на практику западноевропейских семей, соответственно, распространение нравственных норм православия на сферу взаимоотношения полов, изначально препятствующих решению проблемы равенства. Однако, они выполняли функцию упорядочивания жизни, придания смысла миру и существованию самого средневекового человека. Показать последствия секуляризации семейной жизни в Новое время. Сегодня упорядочиванию семейной жизни помогает не только разум, но и эстетическое чувство.

Анализ научной литературы по проблеме взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи, позволяет отметить проблемы их трансформации, связанные с изменением социальной обстановки в мире, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Это способствует установлению особенностей частной жизни в рамках института семьи, как сферы персонального выбора и человеческой субъектности. В современном мире частная жизнь не ограничивается и даже частично утрачивает свои пространственные, временные и институциональные характеристики. Частная жизнь центрирована вокруг человека, наделенного качествами субъектности и личности, человека, делающего выбор стиля жизни, друзей, партнеров. Сфера частной жизни предстает в современном мире, дифференцированной на различные сферы.  

В работе проанализированы идеи Ю.Бессмертного, который отмечает, что понятие «детство» есть объективной реальностью, и существенно влияет на формирование семейных отношений, мироощущения, способа жизни. Но главный его вывод, это то, что соотнесенность понятий «детство» и семья  является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Однако, роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Таким образом, анализирую роль семьи в жизни человека. Мы пришли к выводу о том, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она должна становиться тем первым домом, к котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки. В семье ребенок получает поддержку и помощь. Учится любви к миру и к людям. О своей семье у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие волю в самые трудные моменты жизни. Роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна. Большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который зафиксировало человечество в произведениях искусства, литературных и исторических источниках. Семья может расширить те светлые качества ребенка, которые уже присущи ему от рождения. В детстве закладываются основы семейных отношений, именно в этом заключается великая роль семьи.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи, и воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания можно выделить модели воспитания. В процессе построения взаимоотношения родителей с ребенком происходит формирование определенных качеств. И если воспитание деспотичное, авторитарное происходит  подавление интересов ребенка. Происходит насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных. Игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность. Необходимо сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости. Семейные отношения c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

· Принимать активное участие в жизни семьи;

· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

· Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

· Уважать право ребенка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Семейные отношения по мере укрепления в процессе выработки общих установок и принятия единых целей превращается в сплоченную семью.  Родители, в такой семье несут ответственность за  своих детей, способствуют формированию следующих поколений, тем самым, выполняя определенные обязательства перед обществом.

 

 


 


[1] Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994 (статьи: "беби - бум", "брачность", "возраст", "воспроизводство населения", "долгожители", "жизненный цикл семьи", "инцест", "овдовение", "плодовитость", "рождаемость", "смертность", "целибат".

 

[2] Менталитет, ментальность (франц. «mentalite» - обобщенное образно-метафорическое понятие образ) - мыслей и чувств, способ человека мыслить и чувствовать, не сформулированные явно, не вполне осознанные умственные установки, общие ориентации и привычки сознания, «психический инструментарий» и «духовная оснастка» человека (А.Я.Гуревич). Понятие менталитет было введено гуманитарные науки представителями историко-психологического и культурного направлений Л.Леви-Брюлем, Л.Февром, М.Блоком и др.

 


[i] Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 416с.

[ii] Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 с.

[iii] Cпоры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы "Анналов". М., 1993

[iv] Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. –М.: Олимп, 1999. – 528 с.

[v] Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс – Академия», 1992.

[vi] Бессмертный Ю.Л. Историческая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация // Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. М., 1998. С. 32 - 34.

[vii] Burke P. History and Social Theory. Cambridge: Polity Press, 1992. Davis N. Z. The Shapes of Social History // Storia della storiografia. 1990. N 17. P. 28 - 34.

[viii] New Perspectives on Historical Writing / Ed. by P. Burke. University Park (Pennsylva-nia), 1992

[ix] Фролов С.С. Основы социологии. - М, 1997. - С. 161.

[x] Петухов В.В. Природа и культура. - М., 1996. - С. 11.

[xi] Маркс К. Тезисы о Фейербахе.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 3. - С.З

[xii] Введение в культурологию. /Под ред. Е.В. Попова. - М, 1996. - С. 78

[xiii] Флиер А.Я. Культура./ Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997. -С.203-209-

[xiv] Кребер A.JL, Клакхон К. Культура: критический обзор понятий и определений. /Культурология: Дайджест. — М., 2000. — С. 105.

[xv] White L. The Science of Culture. - N.Y. 1949. - P. 42-44.

[xvi] Levi-Strauss Cl. Les structures elementaires de la parente. - Paris, 1949. - P.3-15

[xvii] Ионин Л.Г. Социальная культурология. -М.,1996.-С.25-27

 

[xviii] Каутский К. Происхождение брака и семьи. — Пг., 1923.

[xix] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — Ч.З. «Философия духа». — М., 1969. -С.371.

[xx] Бёрк П. Антропология итальянского Возрождения // Одиссей. Человек в истории. 1993. М., 1994. С. 272 - 283.

[xxi] Malinowsky В. A scientific theory of culture and other essays. Chapel Hill: The Univ. of North CarolinePress,1947.-P.150.

[xxii] Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М.,1992.– С.218.

[xxiii] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., -Т. 21. - С. 23-178.

[xxiv] МорганЛ. Древнееобщество. – Л.,1934. – С.10

[xxv] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

[xxvi] Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: Очерки демографической истории Франции. М., 1991.

[xxvii] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987 г.

[xxviii] Гуревич А. Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М., 1989 г.

[xxix] Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990 г.

[xxx] Политологический словарь. – Х.: Прапор, 1997. – 199 с.

[xxxi] Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX вв.) – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 302с.

[xxxii] Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. научной конф. Москва, 4 - 6 февраля 1997 г. / Отв. ред. О.М. Медушевская. М.: РГГУ, 1998.

[xxxiii] Бок Г. История, история женщин, история полов // Альманах THESIS. 1994. Выпуск 6 (Женщина, мужчина, семья). С.170-200.

 

[xxxiv] Блок М. Феодальное общество. Т. I. Ч. 1. Кн. 2 (Условия жизни и духовная атмосфера) // его же. Апология истории, или Ремесло историка. Изд. 2-е, доп. М., 1986. прил. С. 122 - 181.

[xxxv] Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

 

[xxxvi] Человек в кругу семьи Man within his family circle: Очерки по истории част. жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Бессмертного Ю.Л. - М.: РГТУ, 1996. - 376 с.

 

[xxxvii] Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Социология. – М.: Феникс, 1994. – С. 328 – 360.

 

[xxxviii] Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX вв.) – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 302с.

 

[xxxix] Бессмертный Ю.Л. К изучению матримониального поведения во Франции XII – XIII вв. // Одиссей. Человек в истории. 1988. –  М., 1989. – С.98-113.

[xl] Бессмертный Ю.Л. Мир глазами знатной женщины IX в. // Художественный язык средневековья. М., 1982. С.83-107.

[xli] Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные ме-тоды преподавания новейшей истории. – М., 1996.– С. 207 - 236.

[xlii] Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени. Под редакцией Ю.Л. Бессмертного. – М., РГГУ, 2000.

[xliii] Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков.

Ответственный редактор и составитель Ю.Л. Бессмертный. – М., Наука, 1991.

[xliv] Женщина, брак, семья до начала нового времени. Демографические и социокультурные аспекты. Pедактор Ю.Л. Бессмертный. – М., Наука, 1993.

[xlv] Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: Очерки демогр. истории Франции / АН СССР. Ин-т всеобщ. истории. - М.: Наука, 1991. - 239 с.: ил., 18 л. ил.

[xlvi] Бессмертный Ю.Л. О понятиях «Другой», «Чужой», «Иной» в современной социальной истории // Казус-2003. Индивидуальное и уникальное в истории. – М., 2003. – C. 492 - 497.

[xlvii] Роттердамский Еразм. Похвала глупости. Домашние беседы/ превод с лат. Вю Литвинова, Й. Кобова. – К.:Основы, 1993. – 318 с.

[xlviii] Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы.– Вып.1.– М.,1989. – С.75,85.

 

[xlix] Бессмертный Ю.Л. Изучение раннего средневековья и современность // Вопросы истории. - 1967. - N 12.– С.83 -95.

[l] Одиссей: Человек в истории / РАН. Ин-т всеобщ. истории. - М.: Наука, 1994. - 1994: Картина мира в народном и ученом сознани / Отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. - 335 с.: ил.

[li] Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А.М.Прохорова – М.: Сов. Энциклопедия., 1970, – Т. 3 – С.634





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: