Местная социальная политика

 

Развитие самоуправления предполагает формирование соответствующего социального механизма, который наряду с хозяйственным механизмом общества является регулятором социальных процессов. Социальная сфера общества имеет собственные законы саморазвития. Социальные системы ориентируются на свою специфику, однако нельзя создать систему экономической целостности, ориентируясь только на собственные интересы.

Местная социальная политика - широкая совокупность специфических факторов (цивилизационные особенности, национальные и культурные традиции, господствующие религиозные и управленческие каноны и др.). Существует 3 основных уровня социальной политики; различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки к региональным проблемам. Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.

Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств:

· Приоритетность проблем социальной защищенности населения в условиях вхождения в рынок;

· Повышение роли личного трудового вклада в удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения;

· Формирование нового механизма обосновании и реализации социальной политики.

Основные сферы деятельности местных органов власти при проведении местной социальной политики:

· Определение и оценка реального качества жизни всех социальных групп и слоев населения;

· Прогноз возможных изменений положения социальных групп и слоев под воздействием экономических и социально-психологических факторов;

· Разработка основных принципов, целей и задач формирования и реализации социальной политики;

· Выявление общих и специфических проблем каждой из социальных групп;

· Изыскание источников финансирования мероприятий;

· Разработка проектов, программ и других мероприятий по решению социальных проблем;

· Исследование отношения населения к предлагаемым проектам и программам;

· Корректировка проектов и программ с учетом общественного мнения;

· Реализация проектов и программ, включая контроль за реализацией.

Структура местной социальной политики должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности социальной политики на совершенствование качества жизни населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:

¨ политика повышения уровня жизни населения;

¨ политика обеспечения здоровья и продолжительности периода активной жизнедеятельности населения;

¨ политика формирования здорового образа жизни населения.

Повышение уровня жизни населения подразумевает прежде всего учет системы следующих показателей:

¨ Денежные доходы населения и прожиточный минимум;

¨ Цены и тарифы;

¨ Покупательная способность денежных доходов и расходы населения;

¨ Обеспечение населения товарами и услугами;

¨ Потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

¨ Бюджет семьи по категориям населения, личное имущество граждан;

¨ Обеспечение жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами.

При определении образа жизни населения учитывается:

¨ Занятость населения, безработица, забастовки;

¨ Образование и культура;

¨ Социальная безопасность, правонарушения и преступность;

¨ Обеспечение населения объектами культуры, искусства, спорта, их доступность и степень использования;

¨ Охрана окружающей среды.

Здоровье и продолжительность жизни населения:

¨ Состояние здоровья и заболеваемость населения;

¨ Развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения и уровень обслуживания;

¨ Экологическая безопасность.


Заключение.

 

Исходя из всего вышеизложенного последовательность (технология) разработки местной социально-экономической политики следующая:

1. Определяется система показателей, характеризующих качество жизни населения, образующего местное сообщество.

2. Определяется фактическое значение показателей качества жизни местного сообщества.

3. Определяется уровень качества жизни местного сообщества дифференциальным методом и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых в предшествующем периоде, местные, региональные, государственные, международные стандарты).

4. Выявляются причины отрицательных и положительных отклонений фактических значений показателей качества жизни местного сообщества от показателей, принятых за базу.

5. Определяются резервы (возможности) улучшения показателей качества жизни населения за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов.

6. Определяются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет бюджетных средств (местного, федерального, регионального бюджетов).

7. Определяются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет внебюджетных средств.

8. Выявляются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет привлеченных, заемных средств.

9. Устанавливаются целевые значения показателей качества жизни местного сообщества с учетом всех реальных возможностей и ограничений.

10. Определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений показателей качества жизни местного сообщества.

11. Формируются условия, благоприятные для достижения целевых значений показателей качества жизни местного сообщества. Производится правовое (законодательное), информационное, техническое, кадровое, социально-экономическое обеспечение, социально-психологическая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.

12. Проверяется готовность к реализации разработанной местной социально-экономической политики и принимается решение о ее практическом осуществлении.


Список использованной литературы:

1. Местное самоуправление: проблемы методологии и организации / Под ред. доктора экономических наук, доктора философских наук, проф. В.Я. Ельмеева, доктора экономических наук, проф. В.Н. Ивановой. – СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. – 352 с.

2. Социально-экономические проблемы местного самоуправления: Сборник тезисов докладов конференции 25 октября 1996 г. / Под ред. з.д.н. РФ, д.э.н., проф. Л.М. Чистова. – СПб.: РИО ИСЭП РАН, 1996. – 156 с.

3. Журнал “Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости”, 1999, №2.

4. Барашев Г.В. Местное самоуправление. – М.: МГУ, 1996.

5. Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. – СПб, 1997.

6. Гневко В.Н., Когут А.Е. Развитие местного самоуправления. – СПб.: РАН ИСЭП, 1996.

7. Фадеев В.И. Местное самоуправление: Российский вариант. – М., 1993.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: