Применение компетентностного подхода составляет ключевой элемент новизны будущих ГОС ВПО, один из главных принципов их проектирования. Именно этим обстоятельством определяется обязательность этапа выявления набора компетенций, которые в дальнейшем войдут в компетентностную модель выпускников всех ступеней (уровней) высшего образования. Компетенции выступят «ядром» нового поколения государственных образовательных стандартов, смещаемых в строну «результатов образования» [9-15].
Следует обратить внимание на то, что компетентностный подход в высшем профессиональном образовании является предметом достаточно широких исследований и, следовательно, дискуссий. Три-четыре года назад, этот подход формализации результатов обучения считался практически универсальным, и вызывал дебаты в академическом сообществе. Тогда предполагалось, что компетентностные модели в отечественной системе стандартизации в образовании полностью вытеснят традиционные модели в виде «знания – умения- навыки» (ЗУНы).
Задумывалось, что при компетентностном подходе единицей измерения потенциала выпускника будет являться не столько номенклатура знаний, умений и навыков, сколько круг задач, потенциально решаемых выпускником, опыт их решения и способность к самостоятельному приобретению такого опыта. При таком подходе на первый план, наряду с профессиональной грамотностью и предметными знаниями, могут выступать такие качества выпускника, как, например, способность выдвижения и проверки гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. При таком подходе именно компетенции и должны стать одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
В историческом плане все процессы развивались в направлении полного исчезновения всякого дидактического и дисциплинарного насыщения в федеральном образовательном стандарте всех уровней. Это значило, что в стандарте должны были быть прописаны ключевые компетенции, а вуз сам - определит какими дисциплинами и каким содержанием этих дисциплин они должны быть достигнуты.
Такому ходу развития событий препятствовала позиция не только академического сообщества, которое определило это движение как целенаправленное разрушение единого образовательного пространства (особенно по профессиональным областям: горное образование, электротехническое образование и т.д.), но и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Основой такой позиции послужила отечественная система государственной аккредитации образовательных программ в вузах. В рамках процедуры государственной аккредитации подразумевается проведение диагностических процедур, которые носят сугубо академический характер (проверка знаний, умений и навыков у студентов и выпускников). Каким образом диагностировать у выпускников компетенции - стало большой проблемой.
В результате, было принято решение о сохранении ЗУНов, но с указанием структурных связей между ЗУН, компетенциями и дисциплинами. Таким образом, представляемые компетентностные модели в федеральном образовательном стандарте не несут академической нагрузки, особенно при подготовке специалистов в достаточно локальных профессиональных областях (горное дело, медицина и др.), когда в сообществе профессионалов понятно, чем владеет и что умеет выпускник даже по названию специальности. Например, всем понятно чем владеет горный инженер по специальности «Взрывное дело» или «Маркшейдерское дело», как и что умеет делать врач стаматолог-хирург.
На рис. 1 приведена структурная схема взаимодействия ЗУН, компетенций и дисциплинарного содержания, которая предусматривается в новом поколении ФГОС ВПО.
![]() |
Рис. 1 Структурная схема взаимодействия ЗУН, компетенций и дисциплинарного содержания подготовки специалистов в новом поколении ФГОС ВПО
Таким образом, компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования [12,13].
Каким образом осуществлять формулировку компетенций, отражаемых в федеральном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки горного инженера? Попытаемся дать ответ на этот вопрос в данном разделе статьи.
Учитывая, что компетентностный подход является одним из элементов развития Болонского процесса, в том числе и в России, обратимся к опыту реализации Европейских проектов в образовании. Одним из таких проектов является проект TUNING[12-15]. В этом общеевропейском проекте TUNING «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [12,14,15]. Опуская научные дискуссии вокруг определения термина «компетенция» [10-15,16-19], будем опираться на уже принятое в макете ФГОС ВПО определение, отраженное в п. 2 публикации.
При выявлении состава компетентностных моделей приемлемы несколько подходов:
· использование профессиональных стандартов;
· использование ГОС ВПО предыдущих поколений;
· анкетирование работодателей;
· анкетирование в академическом сообществе (анкетирование преподавателей).
В идеальном случае необходимо использовать все подходы, что повысит достоверность синтезируемой компетентностной модели выпускника.
Выявление компетенций не может не сопровождаться их «уровневой дифференциацией». За основу ее с точки зрения договоренностей, уже достигнутых в рамках Болонского процесса, следует принять структуру квалификаций Европейского пространства высшего образования, принятую на Бергенской конференции министров, отвечающих за высшее образование (2005 г.), которые базируются на на пяти дескрипторах (определителях): знание и понимание; применение знаний и понимания; способности к логически обоснованным суждениям; коммуникативные навыки; готовность к самостоятельному обучению. Эти дескрипторы являются универсальными и не привязаны к изучаемым дисциплинам [15,18].
Квалификации, необходимые для завершенияпервого уровня – бакалавра (рассматриваются в качестве примера) - присваиваются выпускникам, которые:
– продемонстрировали в области обучения знание и понимание, базирующиеся на общем среднем образовании, и обычно находятся на уровне, не только соответствующем уровню учебников повышенного типа, но и включают некоторые аспекты, сформированные знанием передовых позиций в области обучения;
– могут применять свои знания и понимание таким образом, который отражает профессиональный подход к работе или своему роду занятий, и обладают компетенциями, которые проявляющимися в умении выдвигать и защищать аргументы, а также решать задачи в своей области обучения;
– обладают умением собирать и интерпретировать необходимые данные (обычно в своей области обучения) для формирования взглядов, содержащих суждения по соответствующим социальным, научным, этическим проблемам;
– могут передавать информацию, идеи, проблемы и решения аудитории, состоящей как из специалистов, так и неспециалистов;
– выработали навыки обучения, которые необходимы им, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с большой степенью самостоятельности».
Квалификации, означающее завершение второго уровня (магистр, специалист), присваиваются выпускникам, которые:
– продемонстрировали знания и понимание, опирающиеся на то, что обычно связывается с бакалаврским уровнем, расширяют и/или углубляют его, и которые создают фундамент или возможность для проявления оригинальности в выдвижении и/или применении идей, часто в контексте исследования;
– могут применять свои знания и способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте, относящемся к их области обучения;
– обладают способностью интегрировать знания, справляться со сложностями и формировать суждения на основе неполной или ограниченной информации, в которых отражается осознание социальной и этической ответственности за применение этих знаний и суждений;
– могут четко и ясно передавать свои выводы, а также лежащие в их основе знания и соображения аудитории специалистов и неспециалистов;
– обладают навыками обучения, позволяющими осуществлять дальнейшее обучение с большой степенью самостоятельности и саморегулирования».
Выпускники образовательной программы второго уровня должен обладать всеми компетенциями бакалавра и дополнительными компетенциями, такими как:
– «системное понимание области обучения и владение навыками и методами исследований, связанных с этой областью;
– способность планировать, осуществлять и применять исследование с критериями научной достоверности;
– способность к критическому анализу, синтезу и оценке новых и сложных идей».
Макетом ФГОС ВПО предусматривается следующая структура компетентностной модели выпускника (рис.2).
| |||
![]() | |||
Рис.2 Структурная схема компетентностной модели выпускника
В качестве примера приведем некоторые формулировки комптентностных моделей выпускников специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»[2]:
а) универсальные:
- социально-личностные и общекультурные (СЛК):
- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-1);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-2);
- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (СЛК-3);
- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков самоконтроля и готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (CЛК-4);
– готовность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные технологии; (СЛК-5)
– способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, профессионального саморазвития и самосовершенствования; (СЛК-6)
– способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; (СЛК-7)
– способность собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам. (СЛК-8)
– готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов; (СЛК-9)
– способность руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина; к сотрудничеству, руководить людьми; (СЛК-10)
– готовность к освоению культуры социальных отношений, критическому переосмыслению своего социального опыта. (СЛК-11)
- общенаучные (ОНК):
– способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять математические методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; (ОНК-1);
– способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения апробированный аппарат фундаментальных и прикладных наук (ОНК-2);
– способность самостоятельно осваивать новые разделы фундаментальных и прикладных наук, используя достигнутый уровень знаний. (ОНК-3);
- способность разрабатывать научно-техническую документацию, научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ, в том числе и исследовательского характера (ОНК-4)
- знает основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий (ОНК-5);
- инструментальные (ИК):
- способность критически анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ИК-1);
- способность и готовность планировать и проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ИК- 2);
-способность к профессиональной эксплуатации современного лабораторного оборудования и приборов (ИК- 3);
- способность квалифицированно оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ИК-4);
- способность осуществлять потенциальный поиск по избранному вопросу (ИК-5);
- готовность выполнять натурные и лабораторные исследования; обрабатывать полученные результаты с использованием современных компьютерных технологий; моделировать процессы, явления, проводить эксперименты с использованием современных средств анализа информации; составлять отдельные разделы отчетов по научно-исследовательской работе самостоятельно или в составе творческих коллективов (ИК-6);
- готовность исследовать механические процессы в массивах горных пород, возникающие в результате нарушения их естественного напряженно-деформированного состояния при ведении подземных горных работ (ИК-7);
– готовность проводить исследования качества полезного ископаемого при подземном способе разработки, а также обеспечивать разработку методов управления качеством полезного ископаемого применительно к специфике функционирования горного предприятия (ИК-8).
- готовность проводить стандартные и сертификационные испытания продукции предприятия, используемого оборудования и материалов, технологических процессов с использованием ЭВМ (ИК-9).
б) профессиональные:
- производственно-технологическая деятельность;
- готовность квалифицированно использовать правила и системы обеспечения безопасности горных работ (ПК-1);
- способность оценивать и использовать данные геологоразведочных и маркшейдерских работ, геомеханических, инженерно-геологических и гидрогеологических исследований, а также данные оперативных наблюдении для оценки состояния производственного объекта (ПК-2),
- массива горных пород (ПК-3);
- состояния мест ведения горных работ (ПК-4);
- способность использовать современные информационные технологии, прикладные программы и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров
- способность к целевому использованию нормативных документов по безопасности, стандартизации и сертификации, и осуществлению экономического анализа в практической деятельности; (ПК-6);
- готовность неукоснительно соблюдать единые правила безопасности при производстве горных и взрывных работ, правила производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать на производственных объектах параметры микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума и вибрации, освещенности рабочих мест. (ПК-7);
– готовность применять знания о геомеханических, газодинамических и гидрогеологических процессах в горных массивах, происходящих в результате нарушения естественного напряженного состояния при ведении горных работ (ПК-8);
– способность учитывать закономерности проявлений горного давления в очистных и подготовительных выработках (ПК-9);
– готовность учитывать в практической деятельности принципы формирования технологических и организационных структур производственных процессов добычи полезных ископаемых подземным и геотехнологическими способами (ПК-10);
– готовность применять прогрессивные технологические схемы подземной разработки месторождений полезных ископаемых (ПК-11);
– способность применять передовые методы эксплуатации средств механизации горных работ (ПК-12);
– готовность руководствоваться в производственно-технологической деятельности принципами комплексного использования недр, малоотходности горного и обогатительного производства (ПК-13);
– способность организовать рациональное и безопасное ведение горных и взрывных работ с учетом информации и прогнозных оценок состояния породного массива, атмосферы рабочих мест и оборудования (ПК-14).
– готовность разрабатывать и доводить до исполнителей наряды и задания на выполнение горных работ, осуществлять контроль и обеспечивать правильность выполнения заданий; руководить оперативным устранением нестандартных ситуаций, возникающих в ходе ведения горных работ (ПК-15);
– способность квалифицированно анализировать и оценивать действия подчиненных, контролировать моральный климат в коллективе, поддерживать необходимый уровень трудовой и исполнительской дисциплины, предотвращать нарушения и конфликты в трудовом коллективе (ПК-16);
– готовность вести первичный учет выполняемых работ, анализировать оперативные и текущие показатели производства (ПК-17);
– способность анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-18);
– готовность осуществлять стоимостную оценку основных производственных фондов (ПК-19);
– готовность систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов отдельных подразделений (участков, бригад) и предприятия в целом (ПК-20);
– способность организовывать свой труд и трудовые отношения в коллективе на основе современных методов управления коллективом с учетом технических, финансовых и человеческих факторов (ПК-21);
- готовность проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ (ПК-22);
- готовность содействовать обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием (ПК-23);
- готовность активно участвовать в работах по формированию программ развития предприятия (подразделений предприятия) (ПК-24);
- способность организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников, их обучение и аттестацию в установленном правилами безопасности порядке (ПК-25).
– способность применять методы исследований структуры и свойств горных пород (ПК-26);
– способность осуществлять патентный поиск, изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-27);
– готовность разрабатывать математические модели процессов и технологий подземной разработки месторождений полезных ископаемых, разработки и защиты природных объектов (ПК-28);
- готовность проектировать горнотехнические объекты как технологические системы (ПК-28);
– способность составлять необходимую техническую документацию в составе творческих коллективов и самостоятельно (ПК-30);
– готовность проектировать взрывные работы (ПК-31);
– готовность использовать принципы и методику оценки качества проектных решений с учетом требований к конечной продукции, комплексного использования ресурсов месторождения полезных ископаемых, энергосбережения, эффективности и экологической чистоты горного производства (ПК-32);
– готовность разрабатывать планы ликвидации аварии (ПК-33);
– готовность обосновывать общие принципы, виды и организацию проектирования горных предприятий, состав и содержание проектной документации, выбор методов инженерного проектирования и формирования систем автоматизированного проектирования (ПК-34);
– готовность проектировать подготовку и отработку запасов выемочных полей (блоков) (ПК-35);
– способность осуществлять эксплуатационные расчеты горных машин и комплексов, обосновывать их выбор для заданных горно-геологических условий (ПК-36);
– способность обосновывать технологические схемы внутришахтного транспорта (ПК-37);
– готовность обосновывать выбор технологических схем и оборудования для осушения горного массива и шахтного водоотлива (ПК-38).








