Основные термины и определения нового поколения Федерального государственного образовательного стандарта

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ПОДГОТОВКИ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

В.Л. Петров

Московский государственный горный университет

Введение

В первой публикации, раскрывающей процедуру разработки новых стандартов подготовки горных инженеров [6], и работах [1-5] рассмотрены некоторые аспекты при проектировании нового поколения федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по горным специальностям. Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области горного дела в 2008 г. осуществило разработку пилотных проектов стандартов подготовки горных инженеров, общая характеристика которых представлена ниже, а отдельные детали содержания и структуры по конкретным горным специальностям раскроются в последующих публикациях.

Предлагаемая статья составлена на основе материалов заседания Совета УМО, проходившего в мае  2008 г. на базе Шахтинского института Южно-Российского государственного технического университета. Придавая публичный характер разработке нового поколения федерального государственного образовательного стандарта, Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области горного дела, как обычно, приглашает всех участников реализации образовательных программ подготовки горных инженеров  дать свои предложения по всем вопросам разработки нового поколения образовательных стандартов, используя страницы журналов и прямые контакты. Контактные реквизиты УМО: 119991, Москва, Ленинский пр-т, 6, МГГУ, УМО, факс - (495)237-30-02, e-mail - umo@msmu.ru

Область применения федерального образовательного стандарта подготовки горных инженеров

 

Идеология нового поколения ФГОС ВПО подразумевает разработку стандартов подготовки специалистов (горных инженеров) не по направлениям, как это было при разработке стандартов первого и второго поколений, а по отдельным горным специальностям. Такой подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны для проектировщиков стандартов. С одной стороны можно учесть специфические особенности каждой горной специальности при синтезе возможных образовательных программ, с другой -значительная общность проблем горного образования и горного дела будут подталкивать разработчиков стандартов к выделению универсальной компоненты. Если объем этого модуля универсальной компоненты приблизится по срокам реализации к трем годам, то это может стать поводом для формирования бакалаврских программ, что противоречит базовым принципам новых стандартов для горных инженеров [1, 6]. Таким образом, результатом проектирования нового поколения ФГОС ВПО должны стать девять отдельных стандартов по горным специальностям:

· Маркшейдерское дело;

· Подземная разработка месторождений полезных ископаемых;

· Открытые горные работы;

· Физические процессы горного или нефтегазового производства;

· Шахтное и подземное строительство;

· Обогащение полезных ископаемых;

· Взрывное дело;

· Горные машины и оборудование;

·  а также новой специальности – Горноспасательное дело.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по заявляемым всеми высшими учебными заведениями на территории Российской Федерации специальностям, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

Право на реализацию основных образовательных программ по специальностям подготовки горных инженеров высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

Основными пользователями ФГОС ВПО являются:

1. Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ подготовки горных инженеров с учетом новых достижений науки, техники и социальной сферы по заявляемой специальности и уровню подготовки.

2. Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данной специальности.

3. Ректоры учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников.

4. Объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

5. Организации, обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

6. Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования.

7. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования.

8. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.

 

Основные термины и определения нового поколения Федерального государственного образовательного стандарта

В соответствии с действующими правилами разработки любых стандартов необходимо определить терминологическое поле для той сферы, в которой разрабатывается стандарт. Приведем принятые формулировки ключевых терминов, которые будут использоваться в новом поколении ФГОС:

а) зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;

б) компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

в) модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

г) направление подготовки - совокупность образовательных программ для различного уровня профессиональной и (или) научной направленности;

д) основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

е) специальность – основная образовательная программа, целью которой является подготовка специалиста к функционально обособленным объектам профессиональной деятельности в определенной области;

ж) специализация – часть основной образовательной программы специальности, целью которой является формирование знаний, умений, навыков и компетенций для конкретных видов профессиональной деятельности в соответствующей области профессиональной деятельности;

з) результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: