Технологии ведения информационной войны

        

 

Рассмотрим подробнее особенности каждой из перечисленных технологий ведения информационной войны.

    1. Пропаганда. Информационная пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т.д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации. Преднамеренное искажение и фильтрация информации отличает пропаганду от образования [26].

    2. Реклама. Успешная реклама - это убеждение. Успех в убеждении создает побудительные стимулы к действиям. Это относится не только к товарам, но и к восприятию идей. С помощью рекламы и убеждения можно обращаться и к покупателям, и к избирателям. Примером тому может послужить предвыборная кампания Б.Н.Ельцина в 1996 году. Информационно-психологические воздействия могут приводить к серьезным негативным последствиям в духовной и социально-политической жизни страны. Отдельные виды воздействий, обращенные к населению в целом или адресованные конкретным лицам, социальным слоям и группам, политическим партиям и движениям, способны серьезно нарушить нормальное функционирование и жизнедеятельность социальных институтов, государственных структур, общественных организаций, объединений граждан и отдельных лиц [26].

Эти воздействия квалифицируются как негативные, если вызывают психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. Их отдаленные последствия проявляются в глубокой трансформации индивидуального, группового и массового сознания, в устойчивом изменении морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

3. Дробление информации - еще один относительно новый способ осуществления информационной агрессии. Дробление как метод распространения информации особенно широко применялся сначала в США, но сегодня учёные говорят о том, что он проник и в Россию.

Дробление и фрагментарную передачу информации называют «одним из характерных приемов культурного подавления, который, за редким исключением, не осознается преданными, но наивными профессионалами, сосредоточивающими внимание на локализированном подходе к проблемам и потому не способными воспринимать их как измерения одной общей проблемы в целом» [26].

Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая и эффективная техника обработки информации позволяет заполнить вещание большими объемами пустой и ненужной информации, которая еще больше осложняет для зрителя поиски смысла. Прослеживается очень четкая тенденция показывать разрозненные яркие события и не давать анализ происходящего. Другими словами, очевидно желание скрыть происходящее, заменив реальность взаимосвязанных и взаимообусловленных фактов реальностью случайного набора событий, или искусственной реальностью.

4. Немедленность передачи новостей связана с методом фрагментации и является обязательным элементом для его осуществления. С того момента, когда информация является преждевременной, т. е. ее еще нельзя использовать, и до момента, когда она устаревает, потому что становится достоянием публики, политическая информация сохраняет свою коммерческую ценность не больше чем в течение одного утра. Система передачи новостей ставит жесткие рамки, но сами профессионалы - корреспонденты газет и ТВ - отмечают: за минуты, которые им порой отпущены для подготовки и передачи сообщения, невозможно оценить значимость происшедшего. Поэтому информация становится поверхностной, с элементами сенсации и сиюминутности, но напрочь лишенная аналитики. Качество это способствует усилению манипулятивных возможностей информационной системы [26].

5. Прием с перехватом инициативы – технология информационной агрессии. Цель использования данной технологии заключается в необходимости внушения населению своей страны (т.е. аудитории национальных телевизионных каналов) или всему миру (аудиториям каналов - подписчиков мировых информационных агентств) версии, выгодной для себя или невыгодную для противника.

6. Нелетальные виды оружия. В последнее время внимание специалистов в области вооружений привлекает информация о так называемых нелетальных (не ведущих к гибели людей) видах оружия, которые могут быть применены при разрешении международных конфликтов. Такие традиционные меры, как экономические санкции, с одной стороны, и военные действия типа операций в Персидском заливе - с другой, не всегда отвечают требованиям ситуации. Этим целям отвечают новейшие научные и технические разработки в области нелетальных видов оружия, имеющих широкий спектр возможностей: от воздействия на вышедшие из-под контроля толпы людей до вывода из строя средств связи, передвижения и источников энергии. Среди нелетальных технологий и военных средств эксперты выделяют несколько, например, глушение и выведение из строя средств связи и информации противника с одновременным распространением собственных программ радио и телевидения. Этот вид действий особенно эффективен для минимизации воздействия подстрекательских, иногда принимающих характер призыва к геноциду обращений, а также для того, чтобы изолировать лидеров противника от армии и населения.

Таким образом, в настоящее время учёные-исследователи выделяют несколько современных технологий ведения информационной войны, среди которых особой популярность пользуются информационная пропаганда, реклама, дробление информации, немедленность передачи новостей, перехват информации, нелетальные виды оружия. Следует учитывать тот факт, что прогресс не стоит на месте и каждая новая информационная война несёт новые технологии, методы и средства ведения информационной борьбы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: