Монополии в мировой экономике. Международные картели.
Монополизм на мировом рынке чаще всего проявляется в совместных согласованных действиях групп стран. Еще одной формой внешнеторговой политики, связанное с монополизацией рынков, являются международные картели монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодные цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров (например, олова, кофе, сахара и др.), характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным количеством продавцов. Но наиболее успешным из этих картелей стала ОПЕК — Организация стран-экспортеров нефти, созданная в 1960 г. С 1973 г на протяжении, по крайней мере, 12 лет ОПЕК сумела поддерживать цену на нефть на уровне, значительно превышающем цену конкурентного рынка
Влияние ОПЕК на цены определяется решением о повышении или снижении объёма добычи. Эти решения принимаются на конференциях стран- участниц, пропорционально объёмам квот каждой страны.
В настоящее время влияние картеля на уровень цен значительно снизилось, т.к.
- нефть – биржевой товар, спекуляция контрактами на нефть ведёт к росту цен;
- Потеря устойчивости доллара, как мировой валюты.
Сила картеля определяется:
· в установлении цен;
· эластичностью спроса на продукцию картеля (чем менее эластичен спрос, тем больше сила картеля).
Эластичность определяется возможностью замены товара другим товаром, редкостью товара.
Вывод: для мирового рынка монопольное положение является неустойчивым во времени и по возможности возникновения новых агентов рынка.
Экономически санкции могут носить двухсторонний (США) и многосторонний (в рамках ООН – Ирак) характер.
Экономические санкции устанавливаются как мера воздействия на страну с целью принуждения к определённым действиям или наказания за какие-то действия и носят политический характер.
Формы экономических санкций:
- отказ в предоставлении виз главам государства, членам правительства, видным деятелям (А.Лукашенко);
- замораживание счетов страны в иностранных банках;
- торговое эмбарго – запрет на экспорт/импорт данной страны.
В экономическом плане проигрывает как страна – экспортёр, так и страна, которая принимает решение о запрете.
Целью введения эмбарго, однако, является неполучение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения, успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли, в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.
Тема 5: Внешнеторговое регулирование в РФ
План:
- Классификация методов регулирования внешнеторговой деятельности.
- Таможенная служба РФ. Задачи, структура, направления регулирования.
- Тарифные методы регулирования