Современный рынок детской обуви

Введение 

Украинский рынок детских товаров начинает активизироваться в последнее время в связи с появлением новых магазинов среднего ценового уровня, совмещающих торговлю с развлечениями.

Производство и продажа товаров для детей во всем мире являются прибыльными. Помимо того, что детям, как известно, предназначено "все лучшее", есть еще и объективный фактор высокой доходности этого рынка: ребенок постоянно растет, его интересы меняются, так что гардероб и "парк игрушек" приходится обновлять практически каждый сезон.

Одной из главных проблем отечественного рынка детских товаров остается несоответствие предложения спросу: покупатель ждет дешевых и качественных товаров, а продавец стремится торговать более выгодными - дорогими. В результате потребитель делает покупки в разных сетях и магазинах, что, в свою очередь, сдерживает развитие торговых предприятий, каждое из которых недополучает "своих" денег.

Трудность организации торговли в данном сегменте рынка состоит в том, что "детская" розница требует большого ассортимента, поскольку каждой возрастной группе нужны совершенно разные товары, это, в свою очередь, обусловливает необходимость в больших торговых площадях и сложной логистике. Детскую обувь делать и продавать очень тяжело - затраты на производство практически те же, что и на взрослую обувь, а цена должна быть ниже. К тому же в детской обуви диапазон размеров в несколько раз шире, чем во взрослой.

Кроме того, организация "детской" розницы имеет свою специфику - такие магазины должны быть, если можно так сказать, зрелищными. Посетителям детского магазина (а обычно покупки делаются всей семьей) нужен не только товар, но и возможность чем-то занять ребенка, поэтому торговцы вынуждены создавать детские уголки и придумывать всякие развлечения, которые требуют дополнительных площадей, а прибыли не приносят.

Имеются и другие причины. "Детская" торговля так слабо развита только потому, что существуют вещевые рынки, где реализуется нелегально ввезенная продукция, которая "ломает" рынок. Большинство же специалистов объясняет слабое развитие тем, что украинский потребитель в массе своей по-прежнему не готов много тратить на ребенка.

На потребительском рынке действует большое количество организаций различных форм собственности, занимающихся производством и реализацией товаров индивидуального назначения. В современных условиях каждое из них должно самостоятельно решать вопросы сбыта своей продукции. Успех деятельности предприятия на потребительском рынке во многом зависит от грамотной организации работы в этом направлении.

Целью данной работы является анализ современного ассортимента детской обуви представленного на отечественном рынке и раскрытие основных требований к их качеству.

В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ украинского рынка обуви для детей;

- рассмотреть факторы формирования ассортимента детской обуви;

- рассмотреть требования к её качеству;

- проанализировать современные тенденции развития ассортимента детской обуви.

 

 



Факторы влияющие на формирование ассортимента детской обуви

Современный рынок детской обуви

Украинский рынок обуви стабильно развивается, и eго рост напрямую зависит от повышения жизненного уровня платежеспособности украинцев. По оценкам независимых экспертов, отечественный рынок обуви в количественном выражении - примерно 100-170 млн пар и растет он в среднем на 10-12 % ежегодно. По уровню потребления обуви Украина пока еще отстает от европейских стран. В Украине средний показатель потребления обуви на душу населения составляет 2, 7 пары, в то время как в Западной Европе - 6-8 пар. Хотя сегмент потребителей, которые покупают 2-3 пары обуви в год, в Украине постоянно растет и по данным исследований составляет более 52%.

Согласно данным компании «Пальмира-Рута», в мире производится более 13,5 млрд пар обуви, из них 900 млн пар - в Европе. В мировом производстве обуви преобладают такие страны, как Китай, Бразилия, Италия. При этом Италия является законодателем моды на рынке обуви.

На долю украинских производителей, по их же подсчетам, приходится не более 18% отечественного рынка. Доля китайской обуви в общем объеме продаж доходит до 75%, на польскую и турецкую приходится около 5%, продукцию западноевропейских предприятий - примерно 1,5%, доля обувщиков из России и Беларуси - 0,5%.

Засилье дешевой китайской обуви стало «камнем преткновения» для развития обувного рынка в Украине. Конечно, и на полках европейских магазинов можно встретить пошитые в Китае ботинки с наклейками от итальянских производителей, притом, что в Украину 60-80% азиатского импорта поступает по серым схемам или контрабандой. Китайцы легко идут на уступки покупателям крупных партий, указывая в документах стоимость пары в $1-5 при реальной закупочной цене $10-20. Тонкости ценообразования помноженные на усердие китайских обувщиков, привели к тому, что сегодня Китай экспортирует 2 млрд пар в год - достаточно, чтобы обуть каждого третьего жителя земного шара. Если у нас один кустарь-обувщик за день может пошить 3 пары, то 30 китайцев за это время делают 300. Производство крупных партий с использованием большого числа работников обходится китайскому работодателю в десятки раз дешевле, чем, например, украинскому.

В 2009 году на украинских фабриках было пошито всего лишь около 25,2 млн пар обуви на $630 млн в розничных ценах. По аналогии с американским центром автомобилестроения, «Детройтом обувного бизнеса» в Украине называют расположенные под Киевом Бровары - там шьют как минимум пятую часть отечественной обуви. Даже в крупных торговых сетях «Интертоп», «Монарх» и «МЕТРО» часть обувного ассортимента изготовлена в Броварах. Много обувных фирм сосредоточено в Харькове, Днепропетровске и Донецке. По разным оценкам в Украине пошивом обуви занимается от 1500 до 3000 фирм и ЧП. Большинство частников - кустари, работающие на вещевой рынок по месту жительства. Крупных производителей, способных выпускать от 300 до 1000 пар качественной обуви в день - около полусотни.

Несмотря на вал китайской обуви, многие мелкие обувщики работают с рентабельностью 50-100% благодаря тому, что около 70% украинского производства обуви находится в тени. Кроме того, мелкие фирмы успешно осваивают незанятые ниши – производство ортопедической обуви, индивидуальный пошив и т.п. Крупные фабрики пытаются расширить ассортимент, стараясь сыграть на особенностях национального менталитета.

На сегодняшний день на магазины приходится 40% продаж обуви, тогда как еще пару лет назад было лишь 20%. При этом их рентабельность колеблется в пределах 30%.

Несмотря на растущую инфляцию и подорожание обувных изделий, украинцы стали более требовательны к качеству продукции, и ценовой фактор уже не является единственным при выборе обуви. Еще один фактор, который позволяет давать оптимистичные прогнозы развития рынка обуви в Украине - снижение ввозных пошлин на обувь.

Сегодня на украинском рынке спрос на обувь определяют крупные торговые сети, где специалисты формируют коллекции с ориентиром на европейские и мировые тенденции. Довольно много потребителей посещают также небольшие магазины обуви, ассортимент в которых зачастую формируется исключительно исходя из вкусов менеджера по закупкам.

В целом можно выделить два формата обувных магазинов. Первый, условно называемый «обувной супермаркет», не предполагает индивидуального подхода к продаже, покупатель самостоятельно выбирает нужную модель. В торговом зале создается единое торговое пространство, имеющее особые зоны. Второй формат - небольшие магазины, пытающиеся привлечь потребителя стилем работы бутиков и практикующие индивидуальный подход (за большие цены, соответственно) к каждому клиенту.

Одним из проверенных способов повышения как лояльности покупателей, так и собственного оборота является «правильный» мерчандайзинг. В обувных магазинах, где быстро меняются коллекции, много похожего, на первый взгляд, товара, и там, где посетители - частые гости, мерчандайзинг особенно необходим. Ведь это не только проверенная и эффективная схема расположения товара или психологическая система воздействия на покупателей, но и элемент продвижения, именно тот ресурс, на котором строится динамика повышения оборота. Существует несколько основных приемов, которые можно использовать для продвижения обувной продукции и про которые нельзя забывать в рамках внедрения мерчандайзинговой стратегии производителя или продавца. Обувь продают в магазинах с самообслуживанием или на открытой выкладке.

В магазинах актуальной является экспозиция обуви по образцам, когда на полку выкладывают только половину пары, что придает ей эксклюзивности и уникальности. Выкладка производится под углом 30 градусов к покупателю, а расстояние между моделями должно быть не меньше, чем полпары, что предоставляет возможность визуально охватить предлагаемую модель. Магазины обуви должны оформляться согласно единым стандартам, чтобы каждая модель не только не потерялась в многообразии представленной обуви, но и обязательно нашла своего покупателя.

В каждом обувном магазине продукция размещается согласно определенной системе выкладки: брендовой, стилевой (функциональной), цветовой, ценовой, по размерам.

В некоторых мультибрендовых магазинах принята выкладка обуви по брендам. С одной стороны, это помогает людям, которые уже нашли «свою» марку обуви, сориентироваться в магазине. С другой -зачастую сдерживает интерес покупателей к другим маркам. Поэтому в обувных магазинах принято в разное время продажи коллекции совмещать разные типы выкладки.

Разделение обуви по стилевому (функциональному) признаку удобно для покупателей, особенно если торговый зал оборудован системой информирования (указатели, ценники с подробным описанием товара, постеры). В таких магазинах отведено отдельное место под обувь повседневного, классического, спортивного, авангардного и других стилей.

Высокими темпами продолжает идти консолидация рынка, которая происходит из-за вытеснения теряющих конкурентоспособность независимых торговых предприятий и развития федеральных сетей, осваивающих самые разные форматы – от дискаунтеров до гипермаркетов. Так, по различным данным, к 2011 году 20 ведущих операторов будут контролировать уже более 60% рынка. Остальные 40% распределятся на рынки, бутики и сохранившие независимость торговые предприятия небольших населенных пунктов, не вызывающих интереса крупных сетевых ритейлеров.

В мегаполисах возведение самых разных форматов торговли – как то крытые и открытые рынки, секции в универмагах, павильоны, фирменные монобрендовые магазины, специализированные мультибрендовые обувные салоны, бутики – со временем сменятся более четкой сегментацией. Так, очевидным потенциалом будут обладать обувные супермаркеты, соединяющие все преимущества широкого ассортимента в рамках цивилизованной торговли.

И так, у украинских производителей обуви появляются все новые возможности для развития. Параллельно создаются новые производственные мощности и розничные сети. Что касается розничной торговли, то количество торговых предприятий внутри сетей увеличивается в 1,5–2 раза ежегодно. В целом рост и успех рынка детской обуви обязан выходу из тени отдельных производителей, а также росту объемов импортной продукции. Приятно отметить, что украинское обувное производство демонстрирует устойчивую положительную динамику, но возможное в будущем снижение пошлин на ввоз импортной обуви может негативно отразиться на активность украинской промышленности – она столкнется с трудностями при конкуренции с импортом. В этом случае доля обуви украинского производства может немного сократиться, а доля официального импорта продолжит расти.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: