Балльная оценка влияния факторов и причин на формирование спроса на детскую обувь

Факторы и причины

Число респондентов (t j), оценивающих влияние факторов по вариантам:

Общее число ответивших (Т)

 

Средний балл (Б)

 

Оказывает влияние

Не оказывает

Затрудняюсь ответит

прямое косвенное
             

 

Состояние экономики 67 19 12 2 100 2, 51
Широкий спектр производителей детской обуви 38 45 17 0 100 2, 21
Широкий спектр предлагаемой детской обуви 86 14 0 0 100 2, 86
Удобство детской обуви 80 20 0 0 100 2, 8
Базовый балл (Б j) 3 2 1 0 ----- -----

 

По результатам таблицы 1. можно сделать вывод, что большинство респондентов среди факторов и причин, влияющих на формирование спроса на детскую обувь, ставят на первое место широкий спектр предлагаемой детской обуви (Б1 = 2, 86). У 86 респондентов из общего числа ответивших этот фактор оказывает прямое влияние на спрос.

Рис.1. Факторы, влияющие на формирование спроса на детскую обувь.

На втором месте респонденты выделяют такой фактор, как удобство в детской обуви (Б2 = 2,8). Из 100 респондентов 80 отметили прямое влияние этого фактора на то, согласится ли покупатель приобрести детскую обувь именно в магазине "Детская обувь".

Рис.2. Факторы, влияющие на формирование спроса на детскую обувь.

Для удобства просмотра данных создадим общую диаграмму по таблице 1.

Формирование требований к обуви включает определение сегмента потребителей и вытекающие отсюда требования к показателям качества. Проведение экспертных опросов определения важности показателе качества с использованием ранговой корреляции имеет три этапа. Вначале определяют систему рангов, порядок их присвоения, формируют группу экспертов, которые распределяют ранги. Находя сумму рангов для факторов, их упорядочивают. На следующем этапе проверяют меру согласованности мнений экспертов с помощью коэффициентов ранговой корреляции. На последнем этапе устанавливается статистическую значимость коэффициентов ранговой корреляции.

Оценка важности отдельного показателя качества или группы показателей (удельного веса). Выделяется группа показателей качества и проводится их ранжирование специально созданной группой экспертов, специалистов данной области. В результате экспертизы определяется удельный вес каждой группы показателей и с учетом его проводится либо экспертиза для определения конкурентоспособности товара конкретного поставщика, либо опрос предпочтений покупателей. Каждый вид ранжирования показателей может производиться как в один так в несколько этапов. Данные экспертизы представляют собой совокупность оценок относительной важности («весов»), данных каждым экспертом каждому из оцениваемых им показателей качества. Эти оценки выражаются в баллах. Показателем обобщенного мнения (веса) может служить среднее статистическое значение Мj- величины, оценки определенного показателя качества (в баллах). Мj исчисляется по формуле:

(1)

определяется для каждого из показателей экспертизы и может принимать значения; чаще всего, в пределах от 0 до 5 баллов

т- количество экспертов, принявших участие в коллективной экспертной оценке;

1,2,..., i,..., т -возможные номера экспертов;

п - количество показателей качества, предложенных для оценки;

1,2,..., j,..., п —их возможные номера.

cij- —оценка (в баллах) относительной важности («вес») i-м экспертом j-го показателя качества. Чем больше значение Мj, тем больше значимость объектаj.

Частота k5 максимально возможных оценок (5. баллов), полученных j-м показателем качества следует рассматривать как дополнительный к основному показателю важности Мj. k5 определяется по формуле:

(2)

Эта величина исчисляется для каждого из п показателей качества и может принимать значения в пределах от 0 до 1. Нижний предел соответствует случаю, когда среди оценок, полученных j-м показателем качества, отсутствуют максимально возможные (5 баллов) оценки, а верхний - случаю, когда все оценки, полученные j-м показателем качества, являются максимально возможными. Важность показателя качества возрастает при изменении k5 от 0 до 1.

Показателем степени согласованности мнений экспертов об относительной важности совокупности всех предложенных для оценок показателей качества служит коэффициент конкордации. Изменение коэффициента конкордации от 0 до 1 соответствует увеличению степени согласованности мнений экспертов. Если значение коэффициента конкордации мало, то это значить, что слаба согласованность мнений экспертов. Причины тут могут быть разные: либо в рассматриваемой совокупности экспертов действительно отсутствует общность мнений, либо существуют группы экспертов с высокой согласованностью мнений, однако обобщенные мнения их противоположны. В последнем случае подтверждается то, что у экспертов имеется устойчивое диффириндированное представление по отдельным показателям качества.

Коэффициент конкордации необходимо проверять на статистическую значимость. Если расчетное значение критерия  больше критического значение  , то ему можно доверять.

Выбор базового образца для сравнения и оценка интегрального показателя уровня конкурентоспособности детской обуви производится экспертным методом. Из рассмотренных экспертами показателей качества обуви выбираются наиболее весомые и по ним ранжируются аналогичные образцы обуви различных поставщиков. Определяются экспертным методом показатели качества всех образцов обуви. Определяется комплексный показатель качества с учетом важности каждого из них, для всех образцов. эталонным образцом становится тот, который получил наивысший комплексный показатель качества рассчитываемый по формуле:

(3)

где - средняя оценка показателя, баллы;

Мi - коэффициент весомости показателя.

Для оценки конкурентоспособности используются различные количественные характеристики, объединенные, как правило, в интегральный показатель конкурентоспособности. Формула расчета интегрального показателя конкурентоспособности:

(4)

Где , - полезный эффект (качество) оцениваемого и базового образца;

 , - финансовые затраты на приобретение и эксплуатацию оцениваемого и базового образца (цена).

Разработка мер по повышению конкурентоспособности и решение о заказе (производстве) детской обуви с прежними параметрами принимается на основании полученного показателя конкурентоспособности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: