Размещение предприятий нефтяной промышленноти

   ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов. Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы, которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.    

Нефтеперерабатывающие заводы размещаются на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти нет. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).

Тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива, действует и Тобольский нефтехимический комбинат.

Для транспортировки нефти создана большая сеть нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако, из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной под отраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутри региональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают  индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа- Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям: на восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);на запад- нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару-Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк – Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород ­Ярославль - Кириши (Северо - Запад);на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям: На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;на юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент-Чарджоу. На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.

Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

 

В настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн. т. Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промыш­ленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не только с дополнительными государственными инвестициями, но и с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.

 Поставки нефти для государственных нужд сокращены до 20 % ее добычи, остальные 80 % предприятия имеют право реализовать самостоятельно. Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене. Важное значение для повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса России имеет работа по акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные изменения происходят в организационных формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности.

Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и "Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена.

Образуются вертикально-интегрированные компании(ВИК)- это объединение компаний геологоразведки, и нефтедобычи с компаниями нефтепереработки и сбыта. Среди таких компаний выделяют:

«ЛУКойл» - 40 % акций у государства, около 100 дочерних компаний и предприятий. В том числе 40 сервисных компаний, 24 совместных предприятия, 7 нефтедобывающих (Когалымнефтегаз, Лангеппаснефтегаз, Урайнефтегаз, Пермьнефть, Нижневолжскнефть, Калининградморнефтегаз, астраханьнефть) и 2 нефтеперерабатывающих (Волгограднефтепереработка и Перпмьнефтеоргсинтез), 3 финансовоинвестиционные компании (1о % российского рынка нефтепродуктов).

«Сиданко» - 51% акций у группы "ОНЭКСИМ - МКФ" (компания "Интеррос-ойл", входящая в "Интеррос", в сентябре 1996 г. стала победителем инвестиционного конкурса по продаже 34% уставного капитала "Сиданко"^), свыше 100 тыс. работающих. Третье место среди нефтяных ВИК после "Юкос" и "ЛУКойл". Средняя глубина нефтепеработки - 59%, самая высокая в России. При 460 тыс. барр. / сутки добычи нефти дает 7% всей российской добычи. Владеет широкой распределительной сетью: 766 АЗС, 159 нефтебаз, на которых сосредоточено 21,4 млн. барр. В составе "Сиданко" нефтедобывающие "Варьеганнефтегаз", "Кондпетролеум", "Удмуртнефть", "Черногорнефть", "Саратовнефтегаз"; нефтеперерабаты­вающие АО "Ангарская нефтехимическая компания", Саратовский НПЗ, Хабаровский НПЗ, 14 компаний по нефтепродуктообеспечению; 3 производящих оборудование, одно в сфере НИОКР АО "Крекинг".

«Сургутнефтегаз» образована в марте 1993 г. Нефтедобычу ведет "Сургутнефтегаз", переработку - "Киришинефтеоргсинтез", продуктообеспечением занимаются 9 предприя­тий, имеет морской терминал - "Ручьи". Объем добычи - 670 тыс. барр./сутки.

«Юкос» - 78% акций компании получил "Менатеп" в результате залогового аукциона в 1995 г. Добычу ведут "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз", переработка нефти осуществ­ляется на Новокуйбышевском НПЗ и "Куйбышевнефтеоргеинтезе". На 8 предприятиях сосредоточено нефтепродуктообеспечение. В структуре "Юкос" имеются два предприятия по производству автоматизированного оборудования и 2 НИИ в сфере НИОКР; одна организация занята строительством, экспортом и ремонтом оборудования. Финансовые услуги предоставляют "Токобанк", "ЗапСибкомбанк", "Юганскнефтебанк", "Промрадтех-банк", Тюменская фондовая биржа. Товарная биржа. "Юкос" занимает 3-е место среди ВИК по объему нефтепереработки - 334 тыс. барр./сутки.

НК "Роснефть" (70 тыс. человек персонала, акции 89 предприятий, не вошедших ни в одну ВИК, в 1995 г. были переданы в доверительное управление "Роснефти"). Нефте­добывающие компании - "Пурнефтегаз", "Сахалинморнефтегаз", "Краснодарнефтегаз", "Ставропольнефтегаз", "Термнефть", "Дагнефть", "Архангельскнефтедобыча", "Калм-нефть". Нефтеперерабатывающие - Комсомольский НПЗ, "Краснодарнефтеоргсинтез", Туапсинский НПЗ, Московский экспериментальный завод нефтепродуктов. 16 предприятий нефтепродуктообеспечения, 8 совместных предприятий, 5 вспомогательных сервисных компаний - "Удмуртгеология", ГИВЦ "Нефтегаз", "Нефтегазснаб", "Роснефтеимпекс", "Роснефтекомплект", АСУ "Нефтепродукт".

«Сибнефть" дает 7% добычи нефти России (407 тыс. барр./сутки). В ее состав нефтепе­рерабатывающая компания "Ноябрьскнефтегаз", нефтеперерабатывающая АО "Омский НПЗ", нефтепродуктообеспечивающая - "Омскнефтепродукт", сервисное предприятие "НоябрьскНГгеофизика".

"Славнефть" образована 27 июня 1994 г., входит в состав первой транснациональной российско-белорусской нефтяной ВИК. Нефтедобычей занимаются "Мегионнефтегаз" и "Мегионнефтегазгеология", нефтепереработкой - Мозырский НПЗ, "Ярославнефтеоргсин-тез", Ярославский НПЗ им. Менделеева, нефтепродуктообеспечением - "Ярославнефте-продукт", "Костромнефтепродукт", Ивановонефтепродукт". Среди финансово-торговых структур - "Славбанк", "Международный торговый дом Славойл".

" Тюменская нефтяная компания" образована 9 августа 1995 г. Объем добычи -454 тыс. барр./сутки, переработки - 172 тыс. Ее нефтедобывающие компании -"Нижневартовскнефтегаз", "Тюменьнефтегаз", "Обьнефтегазгеология", Рязанский нефтеперерабатывающий завод, 5 нефтепродуктообеспечивающих предприятий и по одному в строительстве и геологоразведке.[5]

Переход к рынку влечет за собой многие проблемы, в том числе и сложности перестройки на рыночные отношения целых регионов, специализирующихся на добыче нефти.Положения усугубляется в условиях падения нефтедобычи и уменьшения рыночных цен на жидкое топливо. Примером такого региона может быть Тюменская область..Хозяйство Тюменской области после более чем 25-летнего периода интенсивного развития нефтяной и газовой промышленности характеризуют следующие черты:

n исключительная ориентация на добычу нефти и газа и отсюда повышенная чувствительность ко всем изменениям конъюнктуры рынка энергоносителей, которая может стать пагубной в условиях рыночной экономики;

n истощение основы экономического потенциала — падение добычи нефти уже началось (причем темпами, ранее казавшимися невозможными);

n  "широтная" специализация районов Тюменской (как, кстати, и Томской) области: южные районы специализированы на производстве сельскохозяйственной продукции, примыкающие к ним районы — на глубокой переработке углеводородного сырья, далее к северу — нефте- и газодобывающие районы. Если на первых этапах освоения "широтные" связи были весьма слабыми, то по мере увеличения добычи на севере они значительно окрепли (особенно со строительством меридиональной железной дороги);

  На эти особенности наложил отпечаток действовавший хозяйственный механизм, и в печальном итоге:

— отсутствие долгосрочной экономической перспективы у северных районов — к настоящему времени неизвестно как дальше развивать их хозяйство (и стоит ли вообще его развивать) и что делать с возникшими на севере городами (которые строились во многом стихийно, исходя только из задачи увеличить добычу нефти и газа); — острота нерешенных социальных и экологических проблем;

— стихийный характер формирования территориальных пропорций в хозяйстве области — "широтная" специализация не полностью учитывает возможности и преимущества каждой зоны.

  Проблемы развития экономики региона как системы сбалансированных и взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности решались в централизованной экономике лишь в той сте­пени, в какой это соответствовало приоритетам и интересам Центра. В первую очередь реша­лись проблемы, связанные с функционированием нефтегазового сектора — геологоразведкой, строительством, добычей и транспортировкой углеводородного сырья. В соответствии с требо­ваниями развития этого сектора решались проблемы строительства жилья и объектов регио­нальной инфраструктуры (дорог, портов, причалов, систем связи). Отличительной особен­ностью являлся также ярко выраженный ведомственный подход к решению региональных проблем — каждое министерство бывшего СССР было заинтересовано в решении только тех проблем, которые соответствовали его интересам. Попытки координации — увы, безрезуль­татные — предпринимались и на региональном уровне, и на уровне бывшего Госплана СССР. Ярким примером является строительство Тобольского нефтехимического комбината — единственного крупного предприятия по переработке легких углеводородов, ориентированного на получение химической продукции (каучуков). Начатое в 1974 г. строительство комбината не закончено и до настоящего времени на предприятии получают только маномеры, которые транспортируют для дальнейшей переработки в другие районы. Как показывают наши' исследования, данный комбинат мог бы стать полюсом интенсивного экономического роста в южной части Тюменской области. Однако сам регион не располагал средствами для его сооружения, а центральные ведомства не были заинтересованы в своевременном завершении строительства.  Фактически Тюменской области отводилась (и пока еще отводится) роль насоса, обеспечивающего переток чистого дохода в централизованную копилку (сначала союзную, а затем российскую) и одновременно резко ограничивающего поток в обратном направлении, на нужды развития региона. Заниженные цены на нефть приводили, например, к следующему: валовой доход объединения "Нижневартовскнефтегаз" (разрабатывающего все еще эффективное Самотлорское месторождение) составил в 1989 г. 1 млрд. 850 млн. руб. Из этой суммы почти миллиард был изъят в госбюджет, а оставшейся суммы не хватило, чтобы обеспечить финансирование производственных и социальных программ. Поэтому объединение вынуждено было "просить" у государства недостающие 300 млн. руб.

Думается, можно сделать однозначный вывод — административно-командное планирование и управление, основанное на отраслевом принципе и остаточном финансировании региональных программ, не в состоянии создать условия для устойчивого экономического развития территории в долгосрочной перспективе.[6] Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы. Россия обладает крупными ресурсами нефти. Ожидается открытие новых крупных месторождений на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия крупных месторождений в Западной Сибири.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: