Структура финансового механизма

 

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

1) функционирование бюджетного механизма;

2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;

3) механизм функционирования внебюджетных фондов;

4) механизм функционирования местных финансов;

5) функционирование страхового механизма;

6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Структура финансового механизма включает в себя:

1) финансовое регулирование;

2) финансовое стимулирование;

3) финансовые рычаги;

4) нормативное и правовое обеспечение;

5) информационное обеспечение. Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:

1) законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);

2) указы Президента РФ (по налогообложению);

3) постановления Правительства РФ;

4) приказы и письма министерств и ведомств;

5) устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

 

Управление финансами – это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность финансовой системы.

Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и 2 его палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.

Задачи Государственной Думы и Совета Федерации:

1) рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;

2) рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;

3) установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга. Министерство финансов организует и обеспечивает:

1) разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;

4) осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;

5) осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;

6) разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;

7) финансирует сферы деятельности.

Задачи оргструктуры Министерства финансов:

1) бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);

2) отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т. д.;

3) департамент иностранных кредитов и внешнего i долга;

4) департамент налоговых реформ;

5 департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;

6) Главное управление федерального казначейства (кассовое исполнение бюджета).




double arrow
Сейчас читают про: