Структура и формы самосознания

 

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающеена разных уровнях и в разных формах.

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, являетсяэлементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей илюдей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующихвне данного человека и независимо от его сознания уже предполагаетопределенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Длятого чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, всам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм,учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так исоциальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие оттого, что совершается во внешнем мире.Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя вкачестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или инойсоциальной группе.Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я»как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе стем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободныепоступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагаетвозможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимооттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеизуется

прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественныепоследствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельностизанимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности.Сознательным считается человек, способный правильно понять действительностьи, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности.Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствуетполностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность сутьнравственно-психологическая характеристика действий личности, котораяосновывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.



Проблема соотношения науки и философии в различные исторические эпохи развития европейской цивилизации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: