Философия и наука: общее и различия

История философии начиная с древних времен и до наших дней насыщена борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном счете борьбу реальных общественных сил – определенных классов и социальных групп. Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное заимодействие. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческоммасштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно

общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то естьвыделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя тойили иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется всознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами вкачестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, крометиповых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует вомножестве груповых и индивидуальных вариантов.Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смыслеслова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззренияявляется основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления кбытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается первичным –материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, дваосновных философских лагеря: материалистический и идеалистический.. Так, в условиях феодального строя господствовалорелигиозно-идеалистическое мировоззрение крупных землевладельцев, светских и духовных. А в условиях феодально-крепостнической России возникломировоззрение революционных демократов Герцена, Белинского, Чернышевского,Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др., выражавших революционныеустремления угнетенного крестьянства.

Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромноепрактическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяетотношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия.Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы иобщества, направляет деятельность людей в соответствии с прогресивнымразвитием общества и тем ускоряет развитие общества.Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почтивплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук,включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой всенауки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний оприроде и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наукположило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных науквскрывать действительные связи явлений природы и заменять фантастическиевымыслы старой, особенно идеалистической философии конкретными положительнымизнаниями о вещах и явлениях сделали излишней философию как «науку наук»,стремящуюся к построению всеобъемлющих систем, в которых отдельные наукиявляются лишь подчиненными философии частями и звеньями. Последней попыткойсоздания такого рода системы была философия Гегеля.

Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложнуюструктуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блокаоснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира ифилософские основания.Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знанийвыполняют также эвристическую функцию. Они активно участвуют в построенииновых теорий, целенаправляя перестройку нормативных структур науки и картинреальности. Используемые в этом процессе философские идеи и принципы могутприменятся и для обоснования полученных результатов (новых картин реальностии новых представлений о методе). Но совпадение философской эвристики ифилософского обоснования не является обязательным. Может случится, что впроцессе формирования новых представлений исследователь использует однифилософские идеи и принципы, а затем развитые им представления получаютдругую философскую интерпретацию, и только на этой основе они обретаютпризнание и включаются в культуру.На первом этапе основной установкой, которая пронизывала разнообразныефилософские принципы, применяемые при обосновании научных знаний о природе,была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы состороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность.На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется переходк новому типу философских оснований. Этот период характеризуется отказом отпрямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картиныприроды, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху становлениясовременной НТР, по-видимому, складываются новые структуры философских оснований естествознания. Они характеризуются осмыслнием историческойизменчивости не только онтологий, но и самих идеалов и норм научного понания,видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальныхпоследствий, обоснованием допустимости и даже необходимости включенияаксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда сложныхсистемных объектов (примеры тому - теоретическое описание экологическихпроцессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т.д.).в культуре каждой исторической эпохи, наука использует вкачестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Философия неявляется рефлексией над наукой. Она - рефлексия над основаниями всейкультуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом зрения не тольконауки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д. Обсуждая и решая этипроблемы, философия вырабатывает и такие категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.Для науки важно не только существование в сфере философского знаниясоответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможностьпутем селективного заимствования соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания.Сложное взаимодействие между историческим развитием философии и философскихоснований науки необходимо учитывать и при анализе современных процессовперестройки этих оснований.Становление диалектико-материалистической философии знаменовало переход кновому способу философского мышления, который осознает свои собственные социальные предпосылки и свою обусловленность историческим развитием общественных отношений и деятельности людей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: