Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:
· Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия
· Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма
· Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления
Разработчики постиндустриальной теории указывают следующие причины:
· Усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве.
· Современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень.
· Благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества.
· Люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги.
· Повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение.
Обоснуйте объектно-предметную сторону экономической социологии.
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории. Дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов — касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Социально-экономическая структура - это, прежде всего, совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем образования и квалификации, их жизненным и производственным опытом. Важнейшей частью социально-экономической структуры являются отношения собственности на средства производства и потребления, социальная инфраструктура, хозяйственное законодательство, традиции и обычаи. Господствующий тип собственности определяет специфику экономической структуры. К социально-экономической структуре относятся также институты права, различное законодательство, определяющее правила экономической деятельности. Экономические системы различаются также в зависимости от типа социально-экономической структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической системе - это господствующая форма собственности на средства производства. В зависимости от этого в истории выделяются такие экономические системы, как первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная. Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию. Нравственные издержки. Функционирование рыночных отношений связано с существенными нравственными издержками. Распространение рыночных отношений сопровождается резким падением нравственности. Бродяжничество, проституция, наркомания, детская беспризорность, заказные убийства стали обычными явлениями. Особенно тревожит, что рыночная экономика активно втягивает в преступный мир наше подрастающее поколение. Уже немало мальчиков и девочек готовы за деньги идти на любое правонарушение, даже на убийство. Обычным явлением становятся воры в 10-11 лет и проститутки в 14.