Нелинейный текст в деятельности журналиста

Особой привлекательностью для журналистов обладают гипертекстовые возможности интернет-изданий. На наш взгляд, данный технологический аспект представления текста недостаточно изучен, как с точки зрения его возможностей для журналистского творчества, так и с точки зрения его воздействия на потребителя информации.

Авторы пособия «Интернет-журналистика» приводят несколько определений гипертекста. Приведем некоторые из них: «Гипертекст- это текст, связанный ссылками с другими текстами. <…> Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример гипертекста – это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря» (Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005. С. 182)[3][3].

Если говорить о возможностях журналистского использования гипертекста, то, прежде всего, надо обратить внимание на его гибкую пространственную структуру, позволяющую формировать не традиционно линейный текст, а некую вероятностную и многоуровневую модель текста. Кроме того, сетевой автор имеет возможность быть более информативным и разнообразным в своих материалах, поскольку на собственный его текст, благодаря ссылкам, может наслаиваться целый калейдоскоп мультимедийных ресурсов.

С другой стороны, нельзя не учитывать особенности воздействия гипертекста на массового потребителя информации. Чрезвычайно существенно, что гипертекст дает возможность читателю самостоятельно управлять смысловыми блоками. Здесь можно обратить внимание на новые поведенческие особенности: потребитель, работая с гипертекстовыми ссылками, находится в постоянном поиске новой информации и ожидании пусть небольших, но открытий. Изменяются и психологические основы восприятия текста: сетевой читатель вынужден держать в памяти все отсылочные фрагменты (в том числе аудио- и видеоинформации), а также уметь быстро и точно отбирать только те ссылки, которые ему необходимо открывать в данный момент с учетом его информационных предпочтений.

Сегодняшние технические возможности отечественных потребителей сетевой информации, а в некоторых случаях интернет-провайдеров и владельцев крупных интернет-сайтов, не позволяют в полной мере раскрыть огромный творческий потенциал технологий гипермедиа, которые объединяют гипертекст и мультимедийные ресурсы. Однако темпы технического прогресса вселяют уверенность, что все новые возможности будут максимально использованы интернет-журналистами в ближайшие годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: