Все рыбы дышат жабрами

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГИКИ. История логики.

Предмет логики

 

Выяснение специфической особенности логической формы служит предпосылкой для определения предмета формальной логики. Он, как и предмет любой науки, представляет объективный характер. Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики. Логика есть наука о законах и формах правильного мышления.

 

Задача формальной логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность.

 

Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития.

 

Следует подчеркнуть, что логика берет уже сложившуюся форму, рассматривая ее как нечто устоявшееся, без всякой собственной истории. Сложный процесс формирования и совершенствования внутренней структуры мысли лежит за пределами предмета логики; она раскрывает форму мышления вне связи с историческим развитием познания.

 

Логическая форма и законы мышления являются общими для всех людей. Внутренняя структура мысли, как и синтаксические правила языка, непосредственно вплетены в конкретную деятельность человека, определяются свойствами и отношениями объективного мира.

 

Так, вполне очевидно, что в содержательном плане мысли юриста отличаются от мыслей биолога, музыкант думает иначе, нежели экономист; ученый использует в своих исследованиях такие понятия и термины, которые не употребляются в повседневном мышлении.

 

Однако во многих различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Общее характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а схемой, способом построения. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает важнейшей особенностью - какую бы словесную оболочку не принимали наши мысли, на каком бы языке они не излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможны осуществление "обмена" мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей различных стран и народов. Единство человеческого мышления обусловлено единством материального мира и его законов, отражающихся в законах человеческого мышления.

 

Великий русский писатель-мыслитель Л.Н. Толстой не без основания считал, что "мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями". Управлять мыслью можно по следующим направлениям:

со стороны содержания, т.е. предельно просто и всесторонне отражать основные признаки исследуемого объекта;

со стороны логической формы (структуры) нашей мысли, добиваясь ее определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности.

 

Первое направление исследуется диалектической логикой, а второе - логикой формальной, которая и является объектом нашего внимания. Но формальная логика, хотя и отвлекается от конкретного содержания мыслей, вовсе не пренебрегает вопросом о том, являются истинными или ложными те утверждения, которыми мы оперируем в мышлении. В зависимости от того, истинны или ложны исходные утверждения, можно получить истину или ложь в выводе. Поэтому формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна на основе изучения формальных структур мышления обнаруживать законы зависимости между истинными и ложными суждениями.

 

Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и концентрировать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости логики и мышления определяют особенности логики как науки.

 

Таким образом, логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:

 

1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.

2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.

3. Методы получения нового выводного знания -сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.

4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.

 

Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.

 

Мысль человека всегда выражена языком, которым в широком смысле называют любую знаковую систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Однако связь языка и мышления достаточно сложна.

 

Язык и мышление образуют единство: без мышления не может быть языка, и мышление без языка невозможно. Выделяют два основных аспекта этого единства:

генетический, который выражается в том, что возникновение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

функциональный - языки мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.

 

Однако это вовсе не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.

Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.

В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.

В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

 

Поэтому овладение языком, грамматическими формами, лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случайно известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и невозможна без слов. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны: мышление представляет содержательную основу для языка, для речевых выражений; мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и опыта его употребления; мышление определяет уровень языковой культуры; обогащение мышления ведет к обогащению языка.

 

С другой стороны: язык является средством формирования и формулирования мысли во внутренней речи; язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли у партнера, ее выражения во внешней речи, тем самым делая мысль доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.

 

Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, таки для языка необходимо мышление.

 

С чем же связано наличие собственного языка логики как науки? Дело в том, что естественному языку присущи некоторые недостатки, которые не позволяют логике ограничиваться использованием только его.

 

Основными недостатками естественного языка являются:

изменение значения слов с развитием общественной практики и по истечении определенного времени;

многозначность некоторых слов;

расплывчатость, неопределенность отдельных слов, не позволяющая с их помощью определить предмет науки;

несовершенство правил построения выражений, которое в логическом смысле несет на себе печать многозначности понимания вербальной мысли;

деление естественного языка на большое количество языков разных стран и народов, в результате чего одна и та же мысль может быть оформлена различными языками.

 

Формальная логика пытается искоренить данные недостатки в своей области. Это достигается на основе введения специального символического языка. Внутри формальной логики операции с мыслями заменяются действиями со знаками. Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого языка.

 

Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковых выражений. В этом плане в формальной логике используются две группы терминов дескриптивные и логические.

Дескриптивные термины (лат.descriptic- описание) - это имена предметов, предикаторы и функциональные знаки. Они выражаются словами естественного языка и на данный момент речемыслительной деятельности адекватно отражают предмет мышления.

 

Имена предметов - это слова или словосочетания, которые обозначают отдельные предметы или классы однородных предметов.

 

Предикаторы - это языковые выражения, которые обозначают свойства или отношения, наличие которых в суждениях утверждается или отрицается.

 

Функциональные знаки - это принятые обозначения предметных функций, операций (Sin a, "+" и др.).

Логические термины заменяют в естественном языке определенные союзы (логические постоянные, или логические константы).

 

На основе семантических категорий естественного языка создан специальный алфавит языка логики предикатов. Из соображений удобства сведем его основные символы в таблицу.

 

Символ Способ употребления Название Читается
x, y, z   предметные переменные  
p, q, r   пропозиционные переменные  
Р, Q, R   предикатные переменные  
^ p ^ q конъюнкция p и q
v p v q дизъюнкция слабая p или q
v p v q дизъюнкция сильная либо p, либо q
-> р -> q импликация если p, то q
<-> р <-> q эквиваленция(эквивалентность) p тогда и только тогда, когда q
- - p отрицание неверно, что р

 

С помощью приведенного искусственного языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов, систематическое изложение которой осуществляется в символической логике. Нами же элементы языка логики предикатов будут использоваться в дальнейшем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.

 

Таким образом, изучение логики мыслительного процесса, знание логических форм, выраженных в обычном словесном языке, и логических законов, ими управляющих, сохраняет свое значение и актуальность для формирования у человека его логической культуры

 

В наши дни термином «логика» называют целый комплекс дисциплин, отличающихся друг от друга своим предметом. Существует «математическая логика», «временная логика», «логика норм», «логика оценок», «логика ведения диалога», «компьютерная логика» и проч. Однако все эти дисциплины имеют между собой нечто общее, что позволяет отнести их именно к логике. Это общее, базовое содержание различных направлений современной логики и составляет тему настоящего курса. Но определить предмет такого курса так же сложно, как, например, определить предмет математики. (Легко определить предмет какого-то раздела математики, но не математики в целом).

 

Старинное определение логики гласит, что логика – это наука о формах правильного мышления. Предмет логики – это законы и правила мышления. Это определение нельзя считать вполне ясным, так как в слова «мышление», «форма» и тем более «правильност ь» можно вложить разный смысл. Поэтому для начала следует договориться, какое содержание мы будем вкладывать в эти три термина.

 

Мышлением в психологии называют любую продуктивную деятельность сознания, т.е. способность сознания не только воспринимать полученную извне информация, но и как-то обрабатывать ее. Однако для логики такое определение мышления будет слишком широким, так как оно включает в себя и воображение, и творческую фантазию и т.п. Логика понимает под мышлением лишь способность сознания производить три вещи: понятия, суждения и умозаключения. Понятия, суждения и умозаключения – это и три основных раздела логики. Определения этим терминам будут даны в соответствующих разделах. Здесь же только отметим, что и понятия, и суждения и умозаключения являются видами языковых выражений. Поэтому можно сказать, что логика изучает исключительно языковое мышление. Хотя очевидно, что человек мыслит не только при помощи языка.

 

Под формой обычно подразумевается связь между элементами. Соответственно, когда говорится, что логика изучает формы мышления, то имеется в виду, что логику интересуют только связи между содержательными элементами мышления, а не сами элементы. Логику интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы это делаем. Поэтому в логике всегда используется формализация: содержательные элементы мышления, которые называют переменными, обычно заменяются буквами латинского алфавита, а связки, которые называют константами, заменяются специальными символами. Например, высказывания типа «Если серебро метал, то оно электропроводно» или «Если слово стоит в начале предложения, то оно пишется с большой буквы» и т.п. можно формально записать следующим образом: A®B (Если A, то B). В этой формуле буквы «A» и «B» – переменные, заменяющие содержательные элементы высказываний, а символ «®» - константа, обозначающая связку «если…, то».

 

Термин «правильное» в логике означает необходимое и общезначимое.

Необходимыми формами мышления в логике называют такие формы, которые, при истинности исходных суждений, неизбежно приводят к истинному выводу. Если истинность вывода не следует из исходных суждений с неизбежностью, то такая форма мышления правильной не является. Например, рассуждение:

 

Все рыбы дышат жабрами.

Карась – рыба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: