Экономическое содержание и классификация расходов бюджета

Расходы Государственного бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами – Бюджетным кодексом, Законом про Государственный бюджет на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органов власти.

Определение «расходы бюджета» дается в Бюджетном кодексе (ст.2 п. 13).

Расходы бюджета - это средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возвращение переизбытка уплаченных в бюджет сумм.

В Кодексе приводится также определение термина затраты бюджета, под которыми следует понимать расходы бюджета и средства на погашение основной суммы долга.

Объектом государственных расходов выступают денежные фонды, сформированные в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Государственные расходы осуществляются из централизованных фондов и децентрализованных.

Основными субъектами этих отношений являются органы государственной или местной (территориальной) власти, бюджетные учреждения и организации.

Расходы бюджета классифицируются:

1) В зависимости от факторов, которые влияют на расходы бюджета:

- расходы, обусловленные внутренними проблемами;

- расходы, связанные с внешними функциями государства.

2) По характеру потребления расходы подразделяются на:

- обычные – отвечают постоянным потребностям государства и обновляются с каждым финансовым годом;

- чрезвычайные – обусловлены случайными и непостоянными потребностями.

3) По целевому назначению расходы подразделяются на:

- текущие расходы;

- капитальные расходы.

4) В зависимости от общественного назначения:

- расходы на социальные цели.

- внешнеэкономические расходы.

- экономические расходы.

- расходы на оборону страны.

- расходы на управление.

5) В зависимости от отрасли производства:

- материальное производство: промышленность, сельское транспорт, связь;

- непроизводственная сфера: образование, здравоохранение, наука, соцобеспечение и социальная защита населения.

6) В зависимости от деления расходов по экономическим статьям финансирования деятельности бюджетных учреждений во многом аналогично делению расходов любого предприятия, учреждения или организации. Это следующие расходы: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт, дотации и др.

7) В зависимости от фондов бюджетных ресурсов:

- расходы общего фонда;

- расходы специального фонда.

8) В зависимости от территории:

- расходы Государственного бюджета;

- расходы территориального бюджета (субъекты федерации, местного самоуправления).

 

Принципы и формы бюджетного финансирования

Под бюджетным финансированием понимается определенная система выделения средств предприятиям, учреждениям и организациям на исполнение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Основными принципами бюджетного финансирования являются:

1) целевое направление бюджетных средств;

2) безвозвратность расходования;

3) соблюдение режима экономии;

4) бесплатность бюджетных ассигнований;

5) плановость;

6) справедливость и беспристрастность;

 7) публичность и прозрачность;

8) контроль за использованием бюджетных средств.

В зависимости от степени охвата бюджетным финансированием деятельности предприятия, организации или учреждения выделяют следующие формы бюджетного финансирования:

1) финансирование по системе «нетто-бюджет» - средства выделяются на ограниченный перечень затрат, утвержденный законом.

2) финансирование по системе «брутто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются на все виды затрат, обеспечивающих текущую деятельность и расширенное воспроизводство (используется для предприятий и учреждений, полностью финансируемых из бюджета).

В зависимости от целей или специфики выделения средств выделяются следующие формы бюджетного финансирования:

1) проектное финансирование – финансирование из бюджета инвестиционных проектов.

2) бюджетные кредиты – оказание финансовой помощи из бюджета субъектам предпринимательской деятельности на возвратной основе.

3) сметное финансирование – выделение бюджетных ассигнований на основе смет.

4) государственные трансферты – представляют собой целевое, безвозвратное и бесплатное выделение средств из бюджета конкретным субъектам в виде государственных субсидий, субвенций и дотаций.

Выделяют следующие методы бюджетного финансирования:

1. Прямое бюджетное финансирование – бюджетные ассигнования выделяются за счет соответствующих источников доходов.

2. Метод единого казначейского счета – используется для финансирования учреждений и организаций и является системой бюджетных расчетов органов государственного казначейства, которые открыты в банке и в которых органы государственной казначейской службы осуществляют платежи.

3. Трансферты – при необеспеченности необходимых расходов соответствующими источниками поступлений или недостаточности их на региональном уровне используются дотации и субсидии.

4. Бюджетные ссуды – это бюджетные средства, которые предоставляются другому бюджету на возвратной бесплатной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: