Расходы Государственного бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами – Бюджетным кодексом, Законом про Государственный бюджет на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органов власти.
Определение «расходы бюджета» дается в Бюджетном кодексе (ст.2 п. 13).
Расходы бюджета - это средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возвращение переизбытка уплаченных в бюджет сумм.
В Кодексе приводится также определение термина затраты бюджета, под которыми следует понимать расходы бюджета и средства на погашение основной суммы долга.
Объектом государственных расходов выступают денежные фонды, сформированные в процессе распределения и перераспределения ВВП.
Государственные расходы осуществляются из централизованных фондов и децентрализованных.
Основными субъектами этих отношений являются органы государственной или местной (территориальной) власти, бюджетные учреждения и организации.
|
|
Расходы бюджета классифицируются:
1) В зависимости от факторов, которые влияют на расходы бюджета:
- расходы, обусловленные внутренними проблемами;
- расходы, связанные с внешними функциями государства.
2) По характеру потребления расходы подразделяются на:
- обычные – отвечают постоянным потребностям государства и обновляются с каждым финансовым годом;
- чрезвычайные – обусловлены случайными и непостоянными потребностями.
3) По целевому назначению расходы подразделяются на:
- текущие расходы;
- капитальные расходы.
4) В зависимости от общественного назначения:
- расходы на социальные цели.
- внешнеэкономические расходы.
- экономические расходы.
- расходы на оборону страны.
- расходы на управление.
5) В зависимости от отрасли производства:
- материальное производство: промышленность, сельское транспорт, связь;
- непроизводственная сфера: образование, здравоохранение, наука, соцобеспечение и социальная защита населения.
6) В зависимости от деления расходов по экономическим статьям финансирования деятельности бюджетных учреждений во многом аналогично делению расходов любого предприятия, учреждения или организации. Это следующие расходы: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт, дотации и др.
7) В зависимости от фондов бюджетных ресурсов:
- расходы общего фонда;
- расходы специального фонда.
8) В зависимости от территории:
- расходы Государственного бюджета;
- расходы территориального бюджета (субъекты федерации, местного самоуправления).
|
|
Принципы и формы бюджетного финансирования
Под бюджетным финансированием понимается определенная система выделения средств предприятиям, учреждениям и организациям на исполнение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Основными принципами бюджетного финансирования являются:
1) целевое направление бюджетных средств;
2) безвозвратность расходования;
3) соблюдение режима экономии;
4) бесплатность бюджетных ассигнований;
5) плановость;
6) справедливость и беспристрастность;
7) публичность и прозрачность;
8) контроль за использованием бюджетных средств.
В зависимости от степени охвата бюджетным финансированием деятельности предприятия, организации или учреждения выделяют следующие формы бюджетного финансирования:
1) финансирование по системе «нетто-бюджет» - средства выделяются на ограниченный перечень затрат, утвержденный законом.
2) финансирование по системе «брутто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются на все виды затрат, обеспечивающих текущую деятельность и расширенное воспроизводство (используется для предприятий и учреждений, полностью финансируемых из бюджета).
В зависимости от целей или специфики выделения средств выделяются следующие формы бюджетного финансирования:
1) проектное финансирование – финансирование из бюджета инвестиционных проектов.
2) бюджетные кредиты – оказание финансовой помощи из бюджета субъектам предпринимательской деятельности на возвратной основе.
3) сметное финансирование – выделение бюджетных ассигнований на основе смет.
4) государственные трансферты – представляют собой целевое, безвозвратное и бесплатное выделение средств из бюджета конкретным субъектам в виде государственных субсидий, субвенций и дотаций.
Выделяют следующие методы бюджетного финансирования:
1. Прямое бюджетное финансирование – бюджетные ассигнования выделяются за счет соответствующих источников доходов.
2. Метод единого казначейского счета – используется для финансирования учреждений и организаций и является системой бюджетных расчетов органов государственного казначейства, которые открыты в банке и в которых органы государственной казначейской службы осуществляют платежи.
3. Трансферты – при необеспеченности необходимых расходов соответствующими источниками поступлений или недостаточности их на региональном уровне используются дотации и субсидии.
4. Бюджетные ссуды – это бюджетные средства, которые предоставляются другому бюджету на возвратной бесплатной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.