Функции, повышающие конкурентоспособность компании

Подход, используемый для поиска путей совершенствования работы компании, состоит в анализе методов выполнения отдельных технологических операций или технологического процесса в целом. Однако, помимо этого, компании прилагают большие усилия для повышения конкурентоспособности посредством изменения различных сторон ведения бизнеса.

Для каждой компании характерны свои специфические задачи повышения конкурентоспособности, свойственный только этой компании набор профессиональных навыков работников, технология, финансовые и другие ресурсы. Не все компании используют в своей работе один и тот же набор процедур совершенствования. Тем не менее, существует достаточно постоянный набор характеристик, который охватывает многие, если не все, изменения, внесенные в работу ведущих компаний.

Проведем краткий анализ этих характеристик.

1. Стратегия. Оценка конкурентоспособности компании является важным элементом формирования ее стратегии. Ведущие компании строят свою деятельность на основании перспективной оценки освоения рынков, привлечения потребителей, наличия потенциальных возможностей. Для любой компании очень важно занять перспективные рынки и заниматься бизнесом в той сфере, в которой есть шансы успешно конкурировать с другими компаниями. Для достижения этой цели необходимо оценить возможности конкурирующих фирм, найти открытые рыночные ниши, способы позиционирования компании, позволяющие на должном уровне обслуживать целевые сегменты рынка.

2. Проектирование нового продукта. В ведущих компаниях прилагается максимум усилий к тому, чтобы учитывать точку зрения потребителя в процессе разработки новых и усовершенствования существующих продуктов. Задача состоит в том, чтобы понять нужды потребителя и в соответствии с этим создавать продукты, достаточно привлекательные для потребителя и в то же время способные эффективно и надежно удовлетворить его запросы. Для достижения этой цели в компаниях осуществляется поиск процедур разработки новых продуктов с минимальными затратами времени.

3. Логистика. Руководство ведущих компаний осознает, что каждая компания является частью цепочки поставок, обеспечивающей доставку продукции в адрес компаний-заказчиков и, возможно, клиентов компаний-заказчиков. В таких компаниях формируется эффективная и рационально организованная сеть обслуживания клиентов. Канал распределения, входящий в состав такой сети, должен быстро реагировать на запросы заказчиков, поэтому в компании необходимо организовать эффективную систему обмена информацией с клиентом, которая должна обеспечить согласованное планирование действий обеих компаний.

4. Процессы и оборудование. Выбор процесса является важной частью этапа проектирования новых продуктов. С течением времени для производства существующих продуктов становятся доступными некоторые новые процессы или усовершенствования, которые можно внести в используемые процессы. Во многих компаниях приветствуется выдвижение рационализаторских предложений по совершенствованию процессов работниками компании, поставщиками оборудования, инженерами-технологами. В компаниях подобного типа формируется такая среда, которая максимально способствует непрерывному улучшению работы компании.

5. Размещение мощностей и планировка помещений. Способ размещения рабочей силы и оборудования в рамках производственных или сервисных помещений компании является важным фактором повышения эффективности производства продукции или предоставления услуг. Если компания функционирует на протяжении определенного промежутка времени, лучшим способом начать процесс улучшения в данном направлении является приведение помещений в надлежащий порядок. В ведущих компаниях это делается следующим образом: из помещений устраняется все ненужное, а то, что осталось в помещениях, аккуратно располагается самым оптимальным способом. Вспомогательные средства, такие как инструменты и приспособления, которые используются в комплекте, хранятся в одном месте недалеко от пункта их использования и во многих случаях маркируются каким-либо одним цветом, чтобы их можно было легко идентифицировать. Запасы компонентов выпускаемых изделий также хранятся возле пунктов их использования, что позволяет сократить количество погрузочно-разгрузочных операций, облегчить визуальный контроль использования этих компонентов.

6. Производственные системы, календарное планирование и контроль. Для сокращения запасов в ведущих компаниях используется такой метод, как организация производства продукции по принципу «точно в срок», ориентированный на выпуск изделий небольшими партиями. Успешная работа системы JIT требует возможности быстрого выполнения пусконаладочных работ. Программы сокращения продолжительности выполнения пусконаладочных работ имеют большое значение для компаний, в которых для изготовления различных изделий используется одно и то же оборудование. Продолжительность производственного цикла сокращается, а скорость изготовления изделий увеличивается, если эти изделия выпускаются небольшими партиями, и при этом сокращаются очереди промежуточных материалов и компонентов, ожидающих дальнейшей обработки. Сокращение продолжительности производственного цикла позволяет сократить горизонт планирования, что, в свою очередь, повышает оперативность реагирования компании на изменения, происходящие на рынке.

7. Персонал. Человеческие ресурсы считаются основным достоянием компании, которое обеспечивает успех ее работы. Надлежащая подготовка и повышение квалификации персонала является важным элементом повышения эффективности работы компании. Организационная структура ведущих компаний сформирована таким образом, чтобы обеспечивать широкую поддержку командной работы, охватывающей всю компанию. С другой стороны, некоторые подразделения компании могут функционировать как самоуправляемые организационные единицы с автономным коллективом. Работники различных подразделений компании входят в состав рабочих групп по совершенствованию. Выдвижение этими работниками новых идей, направленных на улучшение работы компании, всячески приветствуется и поощряется. Представители высшего исполнительного руководства компаний осознают, что квалифицированные работники знают процесс выполнения операций до мельчайших деталей и поэтому могут внести ценный вклад в повышение эффективности работы компании.

8. Качество. Действия, направленные на повышение качества, - это инструмент, с помощью которого происходит совершенствование работы во многих ведущих компаниях. Когда в компании начинается борьба с непроизводительным расходованием ресурсов, в большинстве случаев оказывается, что существенную часть такого расходования ресурсов составляют затраты на переработку и утилизацию отбракованных изделий. В большинстве случаев изготовление качественных изделий требует меньше затрат, чем устранение брака в случае изготовления изделий с дефектами.

Поиск путей непрерывного совершенствования может привести к улучшению конструкции изделий, к модернизации процессов, к более разносторонней подготовке работников, к реализации программ формирования партнерских взаимоотношений с поставщиками, к другим действиям, приносящим в результате большую выгоду. Во многих ведущих компаниях на самом раннем этапе поиска путей совершенствования предпринимается внимательное изучение нужд и пожеланий потребителей.

Задача состоит в том, чтобы сформировать в компании такую среду, в которой осознавалась бы важность обеспечения высокого уровня качества, и культуру, способствующую каждому подразделению компании участвовать в процессе повышения его уровня. Использование статистического контроля качества на уровне каждого оператора обеспечивает вертикальное расширение его трудовых обязанностей, может внушить каждому чувство ответственности и гордости за выполняемую им работу и повысить мотивацию работников в совершенствовании работы компании. Работники компании еще больше осознают значимость командной работы и приверженности к качеству, если им прививается мысль о том, что у каждого из них есть свой потребитель или потребители, которых необходимо обслужить. Следующий работник, которому передается изделие, обработанное данным работником, — это и есть непосредственный потребитель продукции этого работника. Каждый работник должен стремиться к тому, чтобы понять нужды непосредственного потребителя и надлежащим образом удовлетворить эти нужды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: