Тема. «СССР в 1964-1985 гг.».
Составьте план или конспект текста темы из учебника.
Составление плана текста. План текста – это список, состоящий из основных мыслей текста, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание.
Для того чтобы составить качественный план, необходимо знать основные этапы составления плана:
1. Разделение содержания текста на смысловые части, выделение в каждой из них главной мысли.
2. Озаглавливание каждой части.
3. В каждой части выделение нескольких положений, развивающих главную мысль.
4. Проверка: не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
5. В случае необходимости внесение корректировок.
Составление конспекта. Цель составления конспекта – научить студентапоследовательно и четко излагать свои мысли, работая с текстом, обобщать его содержание. К основным этапам составления конспекта относятся следующие:
|
|
1. Изучение текста, выделение новых понятий, имен, дат;
2. Составление простого плана, формулировка основной мысли каждого пункта плана;
3. Краткая последовательная запись.
Заполните колонку в таблице («дата»)
Событие | Дата |
Смерть Л.И. Брежнева, начало правления Ю.В. Андропова | |
Смерть К.У. Черненко, начало правления М.С. Горбачева | |
Принятие третьей Конституции СССР | |
Проведение XXII летних Олимпийских игр в Москве | |
Отстранение Н.С. Хрущева от власти | |
Начало войны в Афганистане | |
Начало «косыгинских» хозяйственных преобразований | |
Ввод советских войск в Чехословакию | |
Совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе | |
Смерть Ю.В. Андропова, начало правления К.У. Черненко |
Работа с понятиями. Дайте определения понятиям и терминам.
1. Геронтократия – 2. Развитой социализм – 3. Застой (в СССР) – 4. Теневая экономика – 5. «Разрядка» –
6. Самиздат – 7. Диссидентское движение –
4. Работа с персоналиями. Заполните таблицу. (В правом столбце указывается минимальное кол-во фактов, которые надо знать).
Исторический деятель | Кто такой? | Важные факты биографии (1964-1985 гг.) |
Тарковский, Любимов, Галич, Вишневская, Ростропович, Аксенов, Довлатов | ||
А.И. Солженицын | ||
А.Д. Сахаров | ||
К.У. Черненко | ||
Ю.В. Андропов | ||
А.А. Громыко | ||
А.Н. Косыгин | ||
Л.И. Брежнев |
Напишите историческое сочинение по видному российскому деятелю периода «СССР в 1964-1985 гг.».
Персоны: Тарковский, Любимов, Галич, Вишневская, Ростропович, Аксенов, Довлатов, А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров, К.У. Черненко, Ю.В. Андропов, А.А. Громыко, А.Н. Косыгин, Л.И. Брежнев.
|
|
Написание исторического минисочинения по видному деятелю российской истории. Написание минисочинения по истории способствует развитию личности обучающегося, учит вырабатывать свое собственное мнение, оценочное суждение по поводу того или иного исторического события, а также направлено на формирование ценностных приоритетов. Минисочинение по истории не только проверяет знания исторических событий, но и вырабатывает способность систематизировать информацию, представлять результаты в свободной форме, понимать историческое значение событий и явлений.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данной персоне;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), связанных с данной персоной;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов), связанных с персоной на дальнейшую историю России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, связанные с данным деятелем.
Пример. 882-912 гг. – период правления в Киеве великого князя Олега, известного как Олег Вещий. Он был регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре. В 882 году Олег совершил поход на Киев, обманом захватил город (убил княживших там Аскольда и Дира) и объединил два государственных центра. Олег сделал Киев столицей государства. Затем он установил порядок сбора дани с подвластных земель – полюдье. Он придал княжеской власти огромный авторитет и международный престиж: принял титул великого князя. Важным направлением внешней политики стали успешные походы на Византию. Дважды, в 907 и в 911 гг., Олег заключал договоры с Византией (в 911 г. – письменный). Это имело важные последствия: государство Русь заявило о себе как о крупной силе на международной арене.
Значение данного исторического периода в том, что в это время происходит создание Древнерусского государства – Киевская Русь. Установилась правящая династия, правитель принял титул великого князя. Он имел в распоряжении дружину. Подвластное население облагалось данью. Оформились границы государства, столицей стал Киев. По мнению историка А. Н. Сахарова, государство Русь сразу же заявило о себе как о крупной силе на международной арене. Установились дипломатические отношения с соседней Византией.
6. Подготовьте фишбоун (развернутый смысловой план). Возможные темы для составления фишбоуна: «Отстранение от власти Н. С. Хрущева - победа консервативных сил, сопротивлявшихся курсу реформ», «Застойные явления в советской экономике в 1970-х годах были вызваны сознательным отказом от проведения реформ», «В 1970-х годах значительно обострились отношения СССР с ведущими капиталистическими странами», «Период правления Л. И. Брежнева ошибочно называют «застоем, поскольку в это время СССР совершил большой шаг в развитии экономики, социальной сферы, культуры».
Подготовка Фишбоуна («рыбьего скелета»).
Варианты
На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие им факты, аргументы.
На верхних косточках – причины, а на нижних – соответствующие им следствия.
На верхних косточках – отрицательное, на нижних – положительное.
На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения.
Всегда: в голове – тема, на хвосте – общий вывод.
Пример использования схемы Фишбоун на уроке истории «Оттепель в духовной жизни»:
|
|