Ч е т в е р т ы й д е н ь. Изучение водоохранной зоны Верхнего и Нижнего водоемов в агроландшафте

Цель занятия: изучить размеры и расположение водоохранных зон двух озер, Верхнего и Нижнего. Выявить основные источники загрязнения вышеуказанных озер. Установить пробелы в водоохранных зонах и внести свои предложения по снижению поступления вредных веществ в озера.

Пояснения. Под защитой вод от загрязненияпонимают комплекс мероприятий, обеспечивающих нормальное состояние водных объектов. Он состоит из:

- приемов, уменьшающих концентрацию химических веществ в почвенно-грунтовых, стоковых и дренажных водах;

- мероприятий, предотвращающих попадание загрязнений в открытые и подземные водные источники;

- очистки сточных вод.

Основным направлением в защите вод является снижение концентрации загрязнений, поступающих в реки и озера. Для промышленных предприятий такими направлениями являются:

- ввод технологий с использованием воды в замкнутом цикле;

- сокращение объемов водопотребления и сбросов загрязнений.

Для сельскохозяйственных предприятий можно выделить следующие мероприятия по защите вод:

- создание удобрений с запрограммированным по фазам роста и развития растений освобождением веществ;

- применение гранулированных и микрокапсулированных удобрений;

- повышение концентрации элементов питания в удобрениях;

- совершенствование технологии применения химических мелиорантов;

- создание и внедрение новых машин, обеспечивающих равномерное внесение химических средств на полях.

К приемам, позволяющим уменьшить миграцию загрязнений в водные ресурсы с поверхностным и внутрипочвенным стоком, относится устройство защитных водоохранных зон и прибрежных полос.

Водоохранная зона – это территория водосбора, прилегающая к водотоку или водоему, на который устанавливается специальный режим с целью предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, нарушения водной и прибрежной экосистем. Ширина водоохранной зоны колеблется от 500 м до 3,5 км и зависит от:

-  вида сельскохозяйственных угодий, прилегающих к водному объекту (если пашня, то полоса отводится шире; если лес или закустаренные участки – уже);

-  крутизны склонов водосбора;

- гранулометрического состава почв;

-  количества выпадаемых осадков.

В пределах зоны запрещается:

- применять на полях и сельскохозяйственных угодиях ядохимикаты, авиаподкормки минеральными удобрениями, жидкий навоз и жидкие минеральные удобрения;

- размещать животноводческие фермы и комплексы, склады для хранения ядов и минеральных удобрений, нефтепродуктов, накопители стоков;

- устраивать свалки мусора и промышленных отходов, кладбища и скотомогильники, мойки техники и автотранспорта, базы отдыха и стоянки для автомобилей;

- строить механические мастерские, пункты технического обслуживания, площадки заправки сельскохозяйственных машин ядохимикатами;

- добывать полезные ископаемые;

- прокладывать кабели, трубопроводы и другие коммуникации;

- проводить рубку леса;

- выделять участки для полей фильтрации и орошения;

- организовывать садоводческие товарищества.

Прибрежные полосы имеют ширину от 20 до 200 м. Как правило, они засаживаются древесно-кустарниковой растительностью или задерняются травянистыми растениями. На этих территориях запрещено:

- проводить распашку земель;

- пасти скот и устраивать водопой;

- применять ядохимикаты и минеральные удобрения;

- размещать садоводческие товарищества, базы отдыха, стоянки транспорта и техники;

- строить здания и сооружения, кроме водозаборных и водорегулирующих объектов.

Водоохранные зоны и прибрежные полосы задерживают поверхностный сток и переводят его во внутрипочвенный. При фильтрации воды растворимые и нерастворимые примеси аккумулируются в верхних горизонтах почвы. Одновременно сдерживаются и наносы, поступающие с полей в результате эрозии.

Осуществить защиту водных ресурсов позволяет комплекс методов очистки сточных вод, которые можно разделить на 4 группы: механические, физические, химические, биологические и промежуточные (физико-химические, химико-биологические, химико-механические и т.д.).

Выполнение задания. Группа студентов, проходящих практику, начинает обследование Верхнего озера, а затем Нижнего. По мере продвижения схематически наносят на картосхему водные источники и водоохранные зоны, а также основные источники загрязнения. В заключение студенты вносят свои предложения о дальнейших перспективах вышеуказанных водоемов с учетом их эксплуатации как зон отдыха городского населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: