Цель – раскрыть содержание глобализации и ее влияние на функционирование мировых рынков; глобальные проблемы мировой экономики, направления их решения.
Глобализация: понятие, признаки, предпосылки, субъекты, факторы, этапы и направления развития. Сторонники и противники глобализации. Глобализация мировых рынков и глобализация товаров. Глобализация фирм. Глобальная локализация.
Глобализация экономики: последствия влияния на мировое хозяйство. Субъекты и объекты глобализации. Роль государства и ТНК в усилении глобализации. Перспективы глобализации.
Глобальные проблемы развития мировой экономики: сущность, виды, опасность. Необходимость глобального экономического сотрудничества в решении глобальных проблем на современном этапе.
Тема 8 Транснационализация мировой экономики- 2 часа
Цель: раскрыть сущность интернационализации и транснационализации, содержание понятий «международная монополия» и «международная корпорация», виды и особенности современных международных корпораций.
1. Интернационализация факторов производства и капитала: понятие, признаки, причины, формы, модели. Транснационализация производства и капитала: понятие, формы. Теории транснационализации капитала.
Международная корпорация: понятие, этапы становления, черты. Классификация видов международных компаний. Современные транснациональные и многонациональные корпорации (ТНК, МНК), их преимущества и роль в мировой экономике, в процессе глобализации. Роль государства в становлении и развитии ТНК. Государственное регулирование деятельности МНК. Выбор сферы деятельности МНК на внешнем рынке. Отношения международных компаний с принимающим государством.
2.Холдинги. Консорциумы. Глобальные корпорации, Глобальные союзы корпораций. Международные альянсы в системе международных экономических отношений.
Интернационализация банковской сферы. ТНБ.
Классификация видов деловой заграничной активности.
ФПГ и их роль в мировой экономике. Процесс транснационализации в постсоциалистических государствах. ФПГ России. МФПГ в СНГ и РБ.
Проблемы транснационализации белорусской экономики.
Тема 9 Международная конкуренция – 2 часа
Цель: показать механизм международной конкуренции
Сущность и формы международной конкуренции. Понятие конкурентоспособности международной фирмы. Виды конкуренции на международных рынках. Конкурентные преимущества страны и фирмы. Детерминанты конкурентного преимущества стран: а) развитие факторов производства; б) развитие внутреннего спроса; в) родственные и поддерживающие отрасли; г) роль правительства; д) роль случая.
Динамика международной конкуренции. Особенности международной конкуренции в условиях глобальной интеграции
Тема 10 Международная экономическая интеграция – 4 часа
Цель: раскрыть проблемы развитие интеграционных процессов на современном этапе.
1.Сущность интеграции как процесса и статичного состояния. Взаимовлияние международного производства и интернационализации обмена. Предпосылки интеграции.
Интернационализация как высшая форма развития мирового воспроизводственного процесса. Типы интеграционных объединений. Социально-экономические последствия интеграции и их измерение. Ступени экономической интеграции.
Международное экономическое сотрудничество. Экономический и социальный советы ООН и органы, действующие под его эгидой. Специальные программы в структуре ООН. Специализированные учреждения при ООН.
2.ЕС как форма современной экономической интеграции. Торговая и валютная политики ЕС. Тенденции и прогнозы развития ЕС.
Региональные интеграционные союзы Африки, Азии, Арабского мира, Латинской и Северной Америк.
Таможенный Союз Республики Беларусь и Российской Федерации. СНГ и ЕврАзЭС как форма международной интеграции.
СЭЗ и ЗСТ как формы экономической интеграции. СЭЗ и ЗСТ Республики Беларусь.
Тема 11 Новейшие тенденции развития мировой экономики – 2 часа
Цель: раскрыть принципы и формы процессов, протекающих в мировой экономике: растущие инновационность и информационность, софризацию и социализации, формирование «новой» экономики..
1.Инновации и инновационная система. Индикаторы инновационного развития. Особенности современного инновационного процесса в мегаэкономике и отдельных странах – лидерах инновационного процесса (США, Израиль, Финляндия и др.) Место Республики Беларусь на рынке инноваций.
Информация как важный элемент коммуникативного механизма воспроизводственного процесса в глобальной инновационной экономике.
Растущая информационность мировой экономики. Основные тенденции мирового информационного рынка.
2. Софризация мировой экономики. Роль сектора услуг в мировой экономике. Структура сектора услуг и динамика его развития.
Социализация мировой экономики. Принципы социализации. Формы и модели, инструменты социализации мировой экономики. Социально-ориентированная экономика и социальное партнерство.
«Новая экономика»: понятие, сущность, современное состояние.