Зарубежный опыт создания и развития малых предприятий (США)

 

Параллельное функционирование крупных и малых предприятий является характерной особенностью экономики развитых стран.

В США процесс управления фирмой представляет собой сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс. Этот процесс включает постановку, разработку и обеспечение выполнения целей и задач:

- проведение мероприятий по корректировке;

- постоянную проверку и оценку результатов и способов;

- проведение непрерывных исследований в использовании прогрессивных методов и операций;

- использование систем информационной техники в рамках фирмы.

В рамках целей, разрабатываемых для фирмы в целом, куда входят и малые предприятия, определяются конкретные задачи. Они сводятся к следующему:

-постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий;

- систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции, т.е. тщательный расчет издержек производства. Без предварительного определения этого показателя трудно рассчитывать на получение прибыли;

- повышение качественных и потребительских свойств при снижении цен на выпускаемую продукцию;

- снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента.

Управление производством в фирмах США имеет ряд важных особенностей. К ним можно отнести:

- сокращение общего числа поставщиков. Выбор и установление стабильных связей только с теми из них, которые способны осуществлять современные и качественные поставки с колес;

- установление с поставщиками взаимоотношений, основанных на долговременных обязательствах и оказании взаимных услуг;

- в своей деятельности менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели;

- обычная практика утверждения плана состоит в том, что предприятие "снизу" выходит с собственными цифрами и добивается их утверждения. План меняется под влиянием изменений условий;

- менеджер в своей управленческой деятельности широко использует современные технические средства - персональный компьютер, телетайп, телефакс и т.д.;

- в деятельности менеджера наиболее ценным считается умение предвидеть изменения и своевременно принимать меры;

- расширение участия персонала в управлении фирмой привело к уменьшению конфликтов между администрацией и работниками;

создание выборных рабочих советов в целях вовлечения рядовых работников в процесс планирования. Это способствует усилению взаимосвязей между работниками и руководителями, развитию инициативы работников. Изучение и обобщение опыта американских фирм свидетельствует о том, что только при обеспечении самого тесного взаимодействия между представителями различных подразделений удается решать сложные производственные и сбытовые проблемы.

Для стран, находящимся на пути к рынку, весьма полезным является изучение опыта управления малым бизнесом в США.

Согласно классификации Управления по делам мелкого бизнеса (США), принятой в 1984г., в категорию таких компаний включаются в обрабатывающей промышленности и розничной торговле фирмы, численностью занятых до 500 человек, в других отраслях - с объемом выручки до 2 млн долларов.

В США 97% всех зарегистрированных предприятий - это небольшие фирмы с числом, занятых менее 20 человек. На их долю при-содится 43% валового национального продукта страны, 64% оптовой и розничной торговли, 57% сферы обслуживания.

По сравнению с крупными компаниями малые фирмы в США в среднем внедряют на 1 доллар затрат в 17 раз больше нововведений, ^выше 90% новых технологий создается малыми фирмами, а также ^зависимыми изобретателями.

Эффективность малых предприятий не вызывает сомнений. Например, в машиностроении США средний размер мелких, высокоспециа-шзированных предприятий в 3 раза меньше, чем у крупных, но уровень выработки практически одинаков. Малые предприятия дают воз-южность провести эффективную специализацию внутри фирм. Без них фактически невозможно сбалансировать экономику, насытить рынок шарами и услугами.

В США малый бизнес постоянно получает мощную государствен-поддержку. В конгрессе проблемами малого бизнеса заняты два сомитета. Все государственные структуры, причастные к мелкому биз-iecy, насчитывают 4,5 тыс. сотрудников. Во главе стоит администрация (алого бизнеса (1100 сотрудников). Главная функция - поддержка ма-юго бизнеса. В каждом штате - региональные отделения по 30-40 че-ювек. Они не командуют малым бизнесом, а только откликаются на просьбы, дают информацию о состоянии рынка.

Система государственной поддержки малого бизнеса в США включает также:

- прямые дотации через бюджет (390 млн долларов в год);

- размещая госзаказы на крупных фирмах, государство устанавливает обязательный процент заказов, которые теперь обязаны передавать малому бизнесу;

- государство выступает в качестве гаранта при получении малыми предприятиями банковских кредитов;

- малый бизнес имеет налоговые льготы, поскольку суммарно налоги составляют 44% дохода (36-федеральные, 8-штата).

Доля малых и средних предприятий в ряде стран составляет 70-80% от числа хозяйственных организаций. В США такими фирмами производится около половины валового национального продукта, они создают более половины рабочих мест, на их долю приходится около 25% общего объема промышленного производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: