Особенности управления малыми предприятиями в Японии

 

В развитых странах и странах, стремящихся перейти к рыночной экономике, растет интерес к японским формам и методам управления. Японский опыт притягателен тем, что быстрые результаты развития экономики позволили, стране занять лидирующее положение в мире.

В развитии рыночной экономики Японии прослеживаются минимум три процесса:

- фундаментальные изменения в инфраструктуре рыночного хозяйства (системы и структуры собственности, государственное регулирование, динамика рынков труда, капитала, научно-техническойинформации);

- структурная перестройка экономику опирающаяся прежде всего на создание прочной технологической базы наукоемких производств;

- интернационализация хозяйства, т.е. активизация участия Японии в международном разделении труда.

Осуществление этих процессов способствовало формированию облика Японии как одного из основных центров мирового хозяйства.

Опыт управления формированием рыночных отношений в Японии должен всесторонне изучаться и использоваться в практике зарождающегося рыночного хозяйства Казахстана.

Говоря об опыте Японии, следует особо акцентировать внимание на высокой эффективности использования человеческих ресурсов и прежде всего рабочей силы. Большой дефицит многих природных ресурсов восполняется высоким уровнем квалификации и культуры труда рабочей силы, активным и гибким использованием капитала и современных методов организации производства, высоким уровнем развития науки и техники. В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство - люди.

Японский менеджмент постоянно аккумулирует наиболее полезные концепции управления других стран, использует ее методы и технику, но таким образом, чтобы остаться японским, сохранив и усилив японские ценности, уже ставшие в Японии традицией.

Положение японского менеджера отличается от положения менеджера любой страны. И оно объясняется отношением к труду людей, с которыми он работает. Японскому менеджеру попросту не приходится сталкиваться с прогулами, отсутствием документации, текучестью кадров и другими негативными явлениями. Причина этого кроется в особенностях исторического и национального развития Японии. Это позволяет японским менеджерам решать задачи в сфере управления, опираясь при этом на интеграцию всего персонала. Существующий на японских предприятиях морально-психологический климат оказывает влияние на достижение больших успехов.

В Японии в структуре управления прочно преобладает конкурентное начало над монополистическим. Конкурентный характер японского рыночного хозяйства проявляется прежде всего в том, что в стране нет ни одной стопроцентно монополизированной отрасли. В любой из основных функционально-хозяйственных систем несколько крупных Предприятий составляют ядро системы и принадлежат эти предприятия обычно разным финансово-монополистическим группам. Другой важный фактор конкуренции - большое число мелких и средних предприятий. Их доля и по числу занятых, и по объему выпускаемой продукции в Японии всегда были выше, чем в других экономически развитых странах. Традиционно вокруг той или иной крупной корпорации группируются мелкие предприятия и для них борьба за участие в группе составляет одну из сторон конкуренции.

Создаются малые предприятия, относительно независимые от основной фирмы. Эти предприятия являются своего рода лабораториями, в которых разрабатываются новые изделия и осваивается их производство, а также внедряются новые технологии. Руководство фирмы оказывает этим предприятиям финансовую поддержку, по не вмешивается в их текущую деятельность. Каждая фирма сама формирует организационную структуру с учетом своей специфики, внешних влияний и исторического опыта.

В связи с быстрым изменением условий производства, обновлением продукции, оборудования и технологий возникает необходимость в оперативном изменении организационных структур. Высшее руководство каждой японской фирмы ежегодно оценивает реальность ее организационной структуры.

В развитии малых предприятий в Японии важную роль играют основные принципы управления, которыми должны руководствоваться менеджеры. К ним относятся следующие: система пожизненного найма; система должностного продвижения (ротация); философия фирмы обязательна для всех; ориентация на развитие организации; организация начинается с обоснования цели; человек не только средство для достижения цели, человек сам - цель управления; групповой подход; гибкая структура; упор на проведения обучения (деньги - в персонал); качество продукции превыше всего; ответственность групповая: заставляют трудиться условия, а не менеджер; новые молодые сотрудники - чистые листы бумаги; уважение к фирме (семье), главе (отцу); группы психологически совместимые.

Небезынтересно знать о том, что существует совокупность методов управления на микро уровне (внутрифирменные). На этом уровне главным методом выступает планирование реализации продукции и связанных с этим затрат с помощью сметы. Другими методами являются управление запасами, управление качеством, управление работами но уходу за оборудованием и помещениями, управление персонала, перспективное управление.

В Японии на долю малых предприятий приходится около 55% промышленной продукции, 60% оптовой и 80% розничной торговли. Свободная рыночная конкуренция заставляет малые предприятия постоянно приспосабливаться к меняющимся экономическим ситуациям. В таких условиях основная забота государственных органов Японии содействие в модернизации оборудования малых предприятий, улучшение технологии, рационализация управления, развитие спроса на продукцию. Кроме того, эти органы должны способствовать гарантированию справедливых возможностей для развития деловой активности, гармонизации отношений между администрацией и рабочим персоналом.

Отличительная черта всей системы государственной поддержки малого бизнеса в Японии - временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе. Приоритеты устанавливаются на год и более, а впоследствии могут изменяться. Этот принцип позволяет сконцентрировать усилия, привлечь внимание частного сектора и общественности к "точкам роста" в экономике, быстрыми темпами добиваться результатов.

Местные /префектуральные/ органы один раз в месяц проводят для различных групп малых предприятий обмен информацией по вопросам технологии. Подобные мероприятия проводятся и на национальном уровне.

Малым предприятиям оказывается содействие и в получении государственных заказов. Их доля в правительственных заказах оставляет около 45%, а в заказах общественных организаций - 32%.

В Японии имеется интересная практика, заслуживающая внимания, С целью развития малого бизнеса осуществляется кредитование служащего, который проработал определенное время на малом предприятии и хочет начать свое дело в той же отрасли.

В Японии применяется целевое бюджетное финансирование малого бизнеса. В сметах министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий. Одним из источников финансирования малых предприятий являются поступления по специальным бюджетным счетам в составе программы государственных инвестиций и займов. Для малых предприятий устанавливается льготное налогообложение. Устанавливается пониженная почти на 1/3 ставка налога. Примечательным фактом является то, что ежегодно издается "Белая книга по малым и средним предприятиям". Это Доклад правительства об их деятельности, тенденциях в развитии, мерах, которые принимались и намечены на предстоящий период.

 


Тема 2. Понятие организации

менеджмент управление предпринимательство организация


План лекции

1. Что такое организация? Виды, структура, общие характеристики организаций.

2. Ресурсы организации

3. Зависимость от внешней среды.

4. Суть управленческой деятельности.

5. Управленческие функции. Уровни управления.

Любое предприятие можно рассматривать как управляющую производственную систему и поэтому применимы все методологические приемы системного подхода для принятия управленческих решений.

Деятельность предприятия — это совокупность работ (действий) для достижения определенной поставленной цели.

Предприятие — как промышленная система имеет свою внешнюю и внутреннюю среду и находится в определенной ситуации.

Хозяйственная деятельность и вообще деятельность отдельного человека или коллектива, говоря официальным языком физических и юридических лиц, — это многомерное понятие. Она зависит от многочисленных факторов и условий. Она разнообразна как сама жизнь и в целом их в науке называют средой системы. Искусство менеджера-управленца, именно, заключается в умении выбора оптимального решения в зависимости от объекта управления с его внешней и внутренней средой для достижения поставленной цели.

 Ни одна производственная система не функционирует в вакууме, ее окружает среда. Такие как:

1)внешняя — экономическая политика, правовые положе ния, экономические, социальные, экологические и технологи ческие условия;

2)внутренняя — трудовые ресурсы, техника и технология, конкуренция, маркетинг и др.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления /3/.

Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых (Рис.1).

 


 

 

 




Рис.1 Линейная организационная структура

 

Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Преимуществами такой структуры можно назвать:

· Простое построение

· Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности

· Жесткое руководство органами управления

· Оперативность и точность управленческих решений

Недостатки:

· Затруднительные связи между инстанциями

· Концентрация власти в управляющей верхушке

· Сильная загрузка средних уровней управления

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:

производство

маркетинг и сбыт

финансы

информация

персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.

Организационные системы можно разделить на закрытые и открытые:

Закрытая организационная система - это та система, которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.

Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой.

Поскольку для понимания поведения системы мы должны исследовать как ее компоненты, так и их взаимодействие между собой, то для понимания организации необходимо:

1) знать подсистемы или основные области решений;

2) понимать, как в действительности принимаются решения;

3) понимать способ, с помощью которого области решений связываются коммуникационными каналами, переносящими информационные потоки.

Системный подход к организации в том его понимании, которое изложено выше, можно разделить на следующие этапы:

1. Постановка целей.

2. Определение подсистем, или основных областей решений.

3. Анализ областей решений и выявление потребностей в информации.

4. Проектирование коммуникационных каналов для информационных потоков.

5. Группировка областей решений для снижения загруженности коммуникаций.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.




double arrow
Сейчас читают про: