Мотивационная регуляция организационного поведения

Все, свершаемое человеком, в том числе множество заранее не планируемых и зависящих от обстоятельств ежедневных действий — имеет мотивационные основания. Мотивация – это процесс побуждения себя к действиям для достижения личных целей или целей организации. Мотивом называют внутреннее побуждение, явившееся психологической причиной того или иного отдельно взятого действия. В структуре каждого поступка имеется мотивационное звено, которое выполняет регулирующие функции. Особенности мотивационной регуляции заключаются в решении двух основных проблем: мобилизации энергии, необходимой для всякого действия, и направлении этой энергии на конкретный предмет с определенной целью. Мотивационная регуляция затрагивает также и другие звенья поступка (деятельности), например, выбор предпочитаемых способов решения задачи. Содержание и уровень мотивации проявляется в том, как человек относится к своему делу, какова мера его ответственности, заинтересованности, какова его трудовая мораль и степень преданности организации. В то же время мотивация характеризует личностную ценность того, чем человек занимается.

Вопрос о том, что именно побуждает человека к труду или иной активности вообще, а также к конкретному поступку, в частности, является очень сложным. И поэтому существует много вариантов ответов на этот вопрос.

Есть два основных подхода к тайнам мотивации. Согласно первому подходу, мотивация носит рациональный характер. Дело представляется так, что все мотивы направлены к разрядке эмоционального напряжения. У людей есть неудовлетворенные потребности и интересы, и они выстраивают свое поведение так, чтобы создать условия для удовлетворения этих потребностей и освободиться от дискомфорта неудовлетворенности.

Второй подход обращает внимание на более сложные и менее осязаемые источники мотивов деятельности, — на ценности. Ценности побуждают людей не только не избегать напряжения, но стремится к нему и поддерживать его на достаточно высоком уровне, откладывая удовлетворение потребностей во имя более высоких целей. Ценности заставляют неограниченно усложнять и напрягать жизнь, вносить изменения в устоявшиеся методы работы, ставить перед собой все более высокие и сложные цели.

Специальные теории мотивации, нацеленные на выявление механизмов управления поведением, подразделяются на две категории: потребностные и когнитивные.

Потребностные теории (иногда их называют содержательными) заключаются в установлении, инвентаризации и группировке тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Все перечисленные теории исходят из того, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Если сотрудник видит, что поставив перед собой какую-то задачу, он удовлетворяет свою потребность в содержательной работе, он будет стремится и в будущем искать аналогичные задачи. Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджер должен создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством поведения, приводящего к достижению целей организации.

Практическое приложение потребностных теорий мотивации позволило предложить ряд способов, при помощи которых руководители могут способствовать удовлетворению высших потребностей своих подчиненных. В частности рекомендуется.

1. Для удовлетворения социальных потребностей: давать сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться; создавать дух единой команды; проводить с подчиненными периодические совещания; не разрушать неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба; не препятствовать социальной активности членов организации вне ее рамок.

2. Для удовлетворения потребности в уважении: предлагать подчиненным более содержательную работу; своевременно и систематически предоставлять им обратную информацию о достигнутых ими результатах; оценивать и поощрять достижения; делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; привлекать сотрудников к выработке целей и решений; продвигать подчиненных по служебной лестнице.

3. Для удовлетворения потребности в самовыражении: обеспечивать обучение и переподготовку, повышение компетентности сотрудников; давать подчиненным сложную и ответственную работу, требующую от них творчества, самостоятельности, полной отдачи; поощрять проявления творчества подчиненных; внимательно относится к предложениям сотрудников по совершенствованию деятельности организации.

Когнитивные (процессуальные) теории мотивации основываются в первую очередь на учете того, как ведут себя люди, используя познавательные механизмы. Согласно процессуальным теориям поведение личности является функцией восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и субъективной оценкой возможных последствий выбранного типа поведения.

Одной из наиболее известных когнитивно-процессуальных теорий является теория ожидания. Она базируется на положении о том, что активная потребность не является единственным условием мотивации достижения целей организации. Человеку нужна уверенность (или хотя бы гипотеза) в том, что выбранный тип поведения приведет к получению того, чего он желает. Осознание зависимости между поведением и подкреплением играет решающим фактором поведения людей в организациях. Теории ожидания свойственны два тезиса:

· поведение (выполнение задания) является функцией умения, умноженного на мотивацию;

· мотивация, то есть готовность к выполнению задач является функцией убеждения индивида в том, что этому поведению будет сопутствовать определенный результат (ожидание индивида), умноженного на индивидуальную оценку этого результата.

Ожидания представляют собой оценку личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей в формировании мотивов труда: между затратами труда и предполагаемыми результатами; между полученными результатами и величиной вознаграждения; между вознаграждением и переживанием удовлетворенности (валентность вознаграждения).

Для формирования высокой и стабильной трудовой мотивации необходимо, чтобы надежные соответствия имели место во всех трех видах связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: