Краткий терминологический словарь

Авторитет (от лат. autoritas - власть, влияние) - это влияние человека на других, его вес в глазах других людей. Авторитет может быть официальным (социальная роль человека) и неофициальным (отношение окружающих к нему).

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Адаптацией иногда называют и результат такого процесса — наличие у человека приспособленности к некоторому фактору среды.

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Анализатор - сложная нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека. Включает в себя рецептор, нервные пути и специфические отделы мозга.

Апперцепция (от лат. ad - к, perceptio -восприятие) - зависимость нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия.

Астенические чувства - угнетающие чувства, снижающие жизнедеятельность, уменьшающие силу и энергию человека.

Аффект (от лат. affectus - душевное волнение) - сильное, бурно протекающее и относительное кратковременное эмоциональное переживание человека (ярость, ужас и т.п.).

Аффилиация (от лат. affiliatoin - соединение, связь) - потребность в общении как стремление быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества.

Бессознательное - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. В Б. невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

Бихевиоризм (от англ. behavion - поведение) - направление в психологии, которое сводит психические явления к реакциям организма на раздражители.

Внимание - психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенном объекте или действии.

Воля - сознательная устремленность человека на выполнение тех или иных действий, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Воображение - психический процесс, выражающийся в создании нового чувственного или мыслительного образа на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.

Восприятие - психический процесс чувственного отражения в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.

Воспроизведение - актуализация (оживление) образов, закрепленных в памяти, без опоры на вторичное восприятие объекта.

Внушаемость - легкая податливость чужому влиянию, неумение критически относиться к чужим советам и противостоять им в случае необходимости

Группа референтная (от лат. referens - сообщающий) - реальная или условная социальная общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении.

Детерминизм ( от лат. determino - определяю) - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще).

Деятельность психическая - специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой.

Задатки - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, являющиеся природными предпосылками способностей, влияющими на процесс их формирования и развития.

Запоминание - закрепление образов, впечатлений и понятий, которые возникают в сознании под влиянием воздействия предметов и явлений действительности в процессе ощущения, восприятия, мышления.

Заражение психологическое - процесс передачи эмоционального состояния одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

Знание - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

Идентификация (от лат. identificare - отождествлять) - в социальной психологии - отождествление себя с другим человеком (уподобление).

Индивид (от лат. individ - неделимый) - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

Инстинкт (от лат. instinctus - побуждение) - форма психической деятельности, тип поведения, характерные для животных. В широком смысле И. противопоставляется сознанию.

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - в широком смысле - совокупность всех познавательных процессов индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в узком смысле - ум, рассудок, разум.

Интерес - активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.

Интроспекция (от лат. intro - внутрь, spectare - смотреть) - наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение.

Катарсис (от лат. katharsis - очищение) - эмоциональная разрядка, испытываемая человеком в процессе действий или посредством воображения.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа людей, объединенных совместной деятельностью, имеющих социально полезную цель и определенную структуру управления.

Коллективное мнение - один из способов существования и проявления коллективного сознания, в котором выражается реальное отношение большинства коллектива к фактам, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы.

Коммуникация (от лат. communicatio - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, передача информации от человека к человеку.

Коммуникативные барьеры - объективные и субъективные помехи, затрудняющие процесс обмена информацией и достижение взаимопонимания между взаимодействующими субъектами.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - 1) наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия; 2) конкурентный тип социального взаимодействия.

Конфликт межличностный - конфликт между двумя взаимодействующими субъектами, разнонаправленность ценностно-мотивационных ориентаций которых реализуется в их противодействии и формировании негативного отношения друг к другу.

Конформизм (от лат. conformis - подобный, сообразный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Тенденция людей изменять свое поведение, исходя из требований других людей.

Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Лидер (от англ. leader - ведущий) - член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение (мнение, оценки) других людей.

Массовое сознание - общественное сознание масс (социальных групп, классов) конкретного общества, отражающее условие их повседневной жизни, потребности, интересы.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Методология - область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической деятельности людей.

Микроклимат (от греч. μικρός - малый) - особенности взаимоотношений и настроений в небольшой группе людей.

Мотив (от фр. motif - двигаю) - побудительная причина, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли м. выступают потребности, интересы, установки, влечения и др.

Мотивация - система мотивов, побуждающих человека или группу людей совершать те или иные действия, выполнять определенную деятельность.

Мышление - активный психический процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.; высший продукт особым образом организованной материи - мозга.

Навыки - отдельные элементы действий человека, которые в результате многократного повторения становятся автоматизированными.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. н.л. определяет цели, стремления человека.

Настроение - относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность, ее деятельность, поведение.

Национальная культура - совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых представителями той или иной национальности.

Нормы групповые (от лат. norma - руководящее начало, точное предписание, образец) - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы.

Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение. Нравы характеризуют все формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Общение - процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку стратегии действий.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств.

Память - процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком того, что он раньше воспринимал, переживал или делал.

Перцепция (от лат. perceptio - восприятие) - чувственное восприятие, отражение предметов в сознании через органы чувств.

Подсознание - совокупность актуально не осознаваемых психических процессов или состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания.

Понимание – присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета.

Понятие - одна из форм отражения объективного мира на ступени познания, форма (способ) обобщения предметов и явлений.

Принцип (от лат. principium - основа, начало) - основное, исходное положение какой-либо теории; руководящее правило деятельности.

Потребность - состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности (это нужда в чем-то).

Представление - психический процесс, выраженный в виде чувственно-наглядного образа предметов и явлений действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.

Привычки - устойчивые способы действий, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью.

Психика (от греч. ψυχή - душа) - свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектов, предметов и явлений объективной реальности.

Рефлекс - осуществляемое с помощью центральной нервной системы ответное действие организма на раздражение. Рефлекс безусловный - врожденная ответная реакция организма; рефлекс условный - приобре-тенная при жизни организма реакция.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение, самопознание, связанные с анализом и осмыслением собственных действий, поведения, поступков.

Речь - психический процесс индивидуального использования языка в целях прежде всего общения с другими людьми, выражении и передачи им мыслей, взглядов, идей, действий и т.п.

Рецепторы (от лат. receptor - принимающий) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды организма и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - негибкость, неподатливость.

Самосознание - выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себе как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

Сверхсознание - психические явления, которые способен вызывать у себя человек в результате целенаправленного и длительного самосовершенствования своей психики.

Система ценностей - совокупность потребностей, целей, интересов, устремлений человека, которыми он руководствуется в своем поведении и деятельности.

Совместимость личностная - взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополняемости) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению; процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Социальная психология - научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Социальный статус (от лат. status - состояние, положение) - место (положение) индивида или группы относительно других индивидов или социальных групп, определяемое по значимым для данной обществен- ной системы признакам (профессиональным, интеллектуальным и др.).

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Сравнение - сопоставление объектов или предметов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и другого вместе).

Стимул (от лат. stimulus - буквально - остроконечная палка, которой погоняли животных) - побудительная причина.

Стимулирование - разработка и использование материальных и моральных стимулов в целях повышения эффективности взаимодействия субъектов в их совместной деятельности и результатов их труда.

Страсть - длительное, устойчивое и интенсивное чувство, связанное с сильно выраженным постоянным стремлением к определенным действиям, к определенному объекту.

Стресс (от англ. stress - напряжение) - «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье).

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности.

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - проявление терпимости к иным моделям поведения и взглядам (мнениям).

Традиция (от лат. traditio - передача, предание) - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установки, идеи и ценности, нормы поведения и др.

Уровень группового развития - характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.

Уровень притязаний - выбор субъектом цели очередного действия, формирующийся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий; желаемый уровень самооценки личности.

Установка психологическая - устойчивая предрасположенность индивида к определенной форме реагирования на те или иные явления социальной действительности.

Феномен (от греч. φαινόμενον - являющееся) - явление, данное человеку в его непосредственном опыте и постигаемое им при помощи чувств.

Харизма (от греч. χάρισμα - милость, божественный дар) - исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанном на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, «святости».

Ценности - специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Человек - субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Человеческий фактор - специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, научно-технических, организационно- управленческих и других отношений.

Чувства - устойчивые, длительные переживания человеком своего отношения к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям и к самому себе.

Эгоизм (от лат. ego - я) - жизненный принцип и моральное качество, характеризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям (выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами).

Экспрессия (от лат. еxpressio - выражение) - выразительность проявления чувств, эмоций в мимике, голосе, жестах и т.п.

Эмоции (от лат. emoueo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, действующих на индивида. Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека.

Эмпатия (от англ. empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Астафьева, 0. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб заведений / О. В. Астафьева, А. В. Пищелко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2014.

2. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская. — СПб.: Питер, 2011.

3. Бороздина, Г. В. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова. — М.: Издательство Юрайт,

 

4. Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебник для СПО / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

5. Кафтан, В. В. Деловая этика: учебник и практикум для СПО / В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

6. Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

7. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2010.

8. Романов, В. В. Юридическая психология: учеб. пособие для СПО / В. В. Романов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

9. Сорокотягин, И. Н. Профессиональная этика юриста: учебник для СПО / И. Н. Сорокотягин, А. Г. Маслеев. — 2-е. изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

10. Фирсов, М. В. Психология социальной работы: учебник и практикум для СПО / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

Дополнительная

1. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

2. Деловое общение: учеб. пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — 4-е изд. — М.: Дашков и К©, 2011.

3. Жданова, Е. В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию: учеб. пособие / Е. В. Жданова. — М.: Флинта: Наука,

 

4. Майерс, Д. Социальная психология: пер. с англ. / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2011.

5. Сережко, Т. А. Жизнестойкость и религиозность как ресурсы современного человека в трудных жизненных ситуациях / Т. А. Сережко, Н. М. Волобуева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. — 2015. — № 24 (221). — Вы. 28. — С. 151—158.

6. Сережко, Т. А. Психологические аспекты преодоления компьютерной зависимости подростков / Т. А. Сережко, Е. А. Калугина // Научные достижения молодых исследователей: материалы международной студен- ческой научной конференции. 7—11 апреля 2014 г.: в 4 ч. — Белгород: Изд-во БУКЭП, 2014. — С. 91—94.

7. Сережко, Т. А. Подготовка преподавателей вузов к работе в условиях инклюзивного образования / Т. А. Сережко // Педагогика профессионального образования: проблемы и перспективы развития. Методика преподавания гуманитарных дисциплин в современном вузе: материалы международных научно-практической и научно-методической конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов. 5 апреля 2016 г. — Белгород: Изд-во БУКЭП, 2016. — С. 152—160.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека психологической литературы ВООКАР (Books of the psychology) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bookap.info/

2. Мир психологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles.

3. Официальный сайт Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования. — Режим доступа: http://www.ffoms.ru/

4. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. — Режим доступа: https://fss.ru/

5. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. — Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/

6. Продвинутая психология для несовершеннолетних [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyberia.ru

7. Психея [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psycheya.ru,

8. Флогистон: Психология из первых рук [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://flogiston.ru/library

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: