Этика и психология профессиональной деятельности

Этика (теория морали) - научная отрасль и философская наука, изучающая мораль (нравственность), ее природу, сущность, функции и развитие.

Профессиональная этика - это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих суть профессии и регулирующих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

Мораль - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Функцию поддержания человеческого общежития выполняют и другие институты социальной регуляции (право, традиции, обычаи, административные нормы, другие формы принудительного воздействия), с которыми мораль тесно переплетается и от которых существенно отличается. Традиционно «мораль» рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек способен отвечать за то, что он делает. Мораль основывается на разумной сущности и доброй воле человека, которая потому и называется доброй, что предполагает добровольное исполнение моральных норм. Мораль всегда выступает в форме оценки и самооценки, с помощью которых человек направляет свои действия.

Право - универсальный регулятор общественных отношений, основанный на нормах морали. В отличие от морали оно обладает уникальным ресурсом - возможностью применения государственного принуждения и карательных санкций. Право опирается на принуждение, на авторитет государственной власти. Выполнение его норм носит обязательный характер независимо от того, считаем ли мы их правильными или не соглашаемся с ними. Нарушить ту или иную юридическую норму невозможно без риска административного или уголовного наказания. Совсем другое дело - моральные нормы. Их соблюдение носит добровольный характер.

Другим, не менее важным отличием морали от права является то, что мораль охватывает все сферы жизни, оценивает все стороны поведения и деятельности людей, в то время как для правового регулирования необходимо соответствующее правовое поле (соответствующий данной ситуации закон или другой нормативный акт). Можно привести множество примеров, когда моральная и правовая оценка одного и того же явления существенно расходятся. Более плодотворным является сближение (не отождествление) морали и права, их взаимодополнение и взаимообогащение.

К основным функциям морали относят следующие.

1. Оценочная. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются практически на все поступки и действия человека; осуществляются через сравнение должного и сущего и исходят как извне от общественного мнения, так и изнутри самой личности, из моральных убеждений индивида.

2. Познавательная, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравственное существо, приобретать моральные знания о должном, о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких условиях.

3. Коммуникативная. Подразумевает процесс гуманизации человеческого общения, ведущий к взаимному пониманию, признанию в каждом человеке личности, уважение того, с кем общаешься.

4. Воспитательная. Моральное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека, способствует становлению личности, основано на личном примере.

5. Регулятивная. Основные моральные ориентации неизбежно проявляют себя в практическом поведении.

Важную роль в определении поведения играют так называемые этические интуиции:

º Все истинно хорошее и доброе - полезно, а значит, по-настоящему полезным является только хорошее и доброе.

º То, что хорошо по отношению ко мне, хорошо и по отношению к другим и, следовательно, то, что плохо для меня, не следует совершать по отношению к другим.

Это золотое правило нравственности построено на принципе взаимности и на интуитивном уровне известно всем.

Моральные ценности - высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и как критерий оценки, и как моральная норма (требование), и как принцип поведения.

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется. Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т.д.

Особое место в ценностной сфере занимают ценности труда, и именно они являются базовыми координатами организационной культуры и всей ценностной сферы человека.

Деятельность современной организации в любой отрасли производства или услуг обязательно включает в себя ценностный аспект, т.е. наличие явных, а чаще — скрытых, ожидаемых стандартов поведения, которым должны следовать работники. Предполагается, что следование этим стандартам не носит принудительного характера, а рассматривается самими работниками как достойное и корректное поведение. Некоторые ценностные альтернативы, с которыми сталкивается большинство работников организации, представлены в табл. 12.1.

Таблица 12.1

Ценности и ценностные альтернативы, с которыми регулярно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: