Контрабанда произведений искусства

За последние десять лет характер контрабанды антиквариата из России существенно изменился. В конце 80-х годов за границу увозили в основном произведения художников- авангардистов, работы Репина, приобретенные у частных коллекционеров предметы старины. Позднее предметом контрабанды стали ценнейшие коллекции картин, серебра, бронзы. С началом эпохи разгосударствления и появлением многочисленных антикварных лавочек контрабанда произведений искусства стала, как говорят специалисты, "бытовой". Злоумышленники без особого труда приобретают в магазинах, у коллекционеров, у рядовых граждан или у профессиональных преступников "заведомо украденные" или "честные", но все равно запрещенные к вывозу предметы антиквариата, и дальше уже каждый по-своему пытается решить проблему перевозки. Как отмечают специалисты петербургского управления ФСБ, каждый раз им приходится сталкиваться с каким-то новым способом провоза контрабанды. В своих ухищрениях злоумышленники практически не повторяются.[18]

Под действие этого Закона (ст.7), в частности, подпадают следующие категории предметов: исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни и техники, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культурного назначения, в частности, иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописные и документальные памятники; архивы, включая фото,- фоно, -кино,- видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.[19]

До сих пор невозможно оценить, какое количество произведений искусства бесследно исчезло из российских музеев или было заменено мастерски выполненными копиями. Международная торговля искусством стала в последнее время привлекательным рынком для 2новых русских», рассчитывающих отмыть свои черные деньги. Именно русские торговцы искусством стали сейчас ведущими покупателями на международных аукционах. Эксперты даже говорят о своеобразной карусели, когда то или иное, вывезенное из страны самым хитроумным путем, затем продается в России, но уже намного дороже. Вырученные же от продажи деньги после идут на новые приобретения, снова на Западе.

Установлено, что сейчас существует два пути для контрабанды произведений искусства. Один ведет из Петербурга водным путем в Прибалтику, а оттуда на Запад, прежде всего в Германию. Второй транзит осуществляется по железной дороге, через Брянск на Украину и далее на Запад.

 

Контрабанда драгоценных металлов и камней.

Правоохранительными органами совместно с таможенными ежегодно пресекается огромное количество контрабандного вывоза и незаконных сделок с драгоценными металлами и камнями. Так, из незаконного валютного оборота, по данным МВД РФ, только в 2005 г. изъято более 300 кг золота, около 90 кг платины, 400 кг серебра, 100 кг изумрудов и изумрудного сырья, несколько тысяч каратов драгоценных камней. Экономической основой контрабанды алмазов является заниженные цены первичных продаж алмазного сырья. Одна из возможных схем контрабандного вывоза состоит в следующем. На вполне законных основаниях алмазное сырье преступники подвергают пересортировке и наиболее качественные алмазы вывозят за рубеж контрабандой. В обмен доставлялись мелкие бриллианты низкого качества. Главным источником алмазного сырья выступает совместное предприятие. Такие факты не единичны, о чем говорит тот факт, что лишь в 1999 году за подобные нарушения "АЛРОСА" исключил из числа своих клиентов 29 фирм. На 11 из них заведены уголовные дела. Помимо алмазной контрабанды значительных масштабов достиг нелегальный вывоз золота за пределы России. По оценкам экспертов, только в Магаданской области исчезает ежегодно до 30 процентов добываемого драгоценного металла. Специалисты утверждают, что у теневиков оседает до 5-8 тонн российского золота.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: