Тадж-Махал – великий памятник любви

Рекомендуемая литература

88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества

1. Расцвет культуры и искусства в период правления династии Великих Моголов (1526-1707 гг.).

1) Традиции исламского зодчества в архитектуре Моголов. Появление новых архитектурных сооружений - мечетей и мавзолеев;

2) Правление Шах Джахана (1628 - 1658 гг.) и развитие придворного искусства. Использование декоративного начала в зодчестве.

2. Тадж-Махал - типичный образец индо-мусульманской архитектуры:

1) влияние могольской Индии: Хумаюна, Хан Хана и др.;

2) использование канонов индуистского храмового строительства;

3) история создания Тадж-Махала;

4) споры вокруг авторства мавзолея;

5) Тадж-Махал как ансамбль. План ансамбля.

3. Тадж-Махал как центрический портально-купольный тип мавзолея. Отражение в архитектурных формах сооружения человеческих качеств Мумтаз-и-Махал:

1) совершенство пропорций геометрических форм;

2) гармоничность и уравновешенность форм и очертаний мавзолея;

3) использование многолопастных фестончатых арок;

4) четкость и гармоничность куполов. Форма купола амруды шакль;

5) логическая завершенность всех форм сооружения.

4. Декоративное убранство мавзолея Тадж-Махал:

1) отсутствие скульптуры;

2) использование драгоценных и полудрагоценных камней в украшении мавзолея;

3) применение резьбы, гравировки и инкрустации в интерьере павильонов мавзолея Тадж-Махал;

4) использование в строительстве сооружения белого поли-" рованного мрамора;

5) применение геометрического и цветочного орнамента.

6) Использование символического орнамента; мотив «мирово­го древа» и т. д.;

7) высокий уровень декора кенотафов Тадж-Махала.

5. Связь мавзолея Тадж-Махал с окружающей природной сре­дой (искусственной и естественной):

1) сад мавзолея как образ «земного рая»;

2) разбивка парка Тадж-Махала. Система чар - барх («Четыре саба»);

3) использование принципа зеркального отражения.

6. Творческое переосмысление традиций османского зодчества в строительстве Тадж-Махала.

Рекомендуемая литература

1. Алаев Л.Б. Такой я видел Индию. М., 1971.

2. Боги, брахманы, люди: 400 лет индуизма. М.,1969.

3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. М.,1980.

4. Васильев Л.С. История религий Востока: Религиозно-культурные традиции и общество. М.,1983.

5. Всеобщая история архитектуры. М.,1970-1975.

6. Всеобщая история искусств.Т.1-2. М.,1956.

7. Древняя Индия: страна чудес. М.,1997.

8. Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. М.,1966.

9. Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968.

10. Мифологический словарь. М.,1991.

11. Мифы древней Индии. Литературное изложение В.Г. Эрмана и Э.Н.Темкина. М.,1975.

12. Мифы народов мира: Энциклопедия. М.,1988.

13. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.

14. Парнов Е. Боги лотоса. М.,1980.

15. Прокопьев О.С. Искусство Индии. М.,1964.

16. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М.,1976.

17. Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1988.

18. Юлен М. Природа и культура в индийской теории стадии жизни (ашрама)// Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М.,1993.

 

Могольская школа миниатюры

Раджспутская миниатюра. Ее тематика и художественные особенности

Минарет Кутб Минар в Дели (XIII в.)

Мавзолей Хумаюна в Дели (1572 г.)

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (XIV - XV вв.)

Индия в творчестве И.И. Карамзина, В. А. Ватагина

В.В. Верещагин и Индия

Индия и Н.К. Рерих

Русский художник А.Д. Салтыков и его серия памятников архитектуры Индии

Индия в творчестве Н.С. Самокши

Рекомендуемая литература

1. Антонова К.А., Богард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.

2. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. Т. 1. М., 1993.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

2. Великое древо. Поэты Востока в переводах С. Северцева. М., 1983.

3. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Т. 2. Кн. 2. М., 1961.

4. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. М., 1997.

5. Индия в средние века. М., 1970.

6. Колесница Солнца. Восемь тетрадей классической лирики. М., 1991.

7. Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. М., 1966.

8. Культура древней Индии. М., 1975.

9. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.

10.Прокопьев О.С. Искусство Индии. М., 1964.

11.Сидорова В.С. Скульптура Древней Индии. М., 1971.

12.Тюляев С.И., Леонидов А. Рассказы об индийском искусстве. М.,1970.

13. Тюляев С.И. Тадж-Махал// Искусство Индии. М., 1969.

14.Хейнц Моде. Малая история искусств. Искусство южной и юго-восточной Азии. М., 1978.

15.Хумайон Кабир. Индийская культура. М., 1960.

 

Образ Будды в скульптуре Древнего Китая

1. Распространение в Китае буддизма (период династии Хань).

2. Первый китайский патриарх буддизма Дао-ань и его вклад в развитие новой религии:

1) обоснование крупнейшего буддийского монастыря Санъяна;

2) составление каталога китайских сутр;

3) реформы в церковной сфере;

4) установление культа Будды грядущего Майтрейи.

3. «Сутра 42 статей».

4. Дальнейшая китаизация буддизма Хуэй - юанем:

1) установление культа Будды Запада Амитабы;

2) возникновение секты китайского буддизма «Дзинту».

5. Буддизм как официальная религия в Китае во время правле­ния У-ди и в период династий Северная Вэй и Северная Ци.

6. Статуя Будды в пещерном храме Юньган (5 век):

1) Будда как образ властелина Вселенной, несущего людям закон;

2) идея сверхчеловеческого и божественного;

3) устойчивая, полная величия поза;

4) использование лица-маски;

5) статичность канонической формы и ее геометрическая упрощенность.

7. Стоящий Будда. Династия Северная Вэй (5 век н.э.):

1) признаки индийского иконографического канона;

2) китайский стиль создания образа Будды.

8. Статуя Будды в пещерах Цянь Фадуна:

1) мистическая озаренность образа;

2)удлиненность пропорций;

3) своеобразие раскраски.

9. Статуя Будды Вайрочаны в пещерном монастыре Лунмэнь (провинция Хэнань) (7 век н.э.):

1) своеобразный этнический тип;

2) новые представления о человеческом достоинстве и си­ле;

3) спокойная мягкость лица;

4) уравновешенность позы;

5) искусство изображения складок одежды.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев В.М. Китайская культура. М., 1978.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

3. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М., 1979.

4. Искусство Китая. М., 1988.

5. Ионина Н.А. Сто великих сокровищ. М., 2000.

6. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М., 1999.

 

99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь

1. Социокультурная характеристика Древнего Китая периода династии Цинь.

2. Преобразования и реформы правителя Цинь-Шихуанди, создателя новой государственной системы управления.

3. Своеобразие архитектурного облика столицы циньской империи Саньяна:

1) четкость планировки;

2) строительство крепостей и крупных дворцовых комплек­сов. '

4. Строительство Великой Китайской стены, самого крупного строительно-технического сооружения всех времен:

1) история создания;

2) отражение в сооружении мощи централизованной дер­жавы;

3) стена как глинобитная крепость и дорога.

Рекомендуемая литература

1. Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. М., 1997.

2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

3. Упадок древних обществ. М., 1989.

4. История зарубежного искусства. М., 1980.

5. Китай: история, культура и историография. М., 1977.

6. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.

7. Популярная история архитектуры. М., 2001.

9. Сабурова Е.Н., Медведева А.А. Китай. М., 1991.

10. Сидихмстов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987.

12. Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами. М.,1984.

13. Фань Вэнь - Лань. Древняя история Китая. М., 1958.

 

100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань

1. История находки гробницы Цинь-Шихуанди.

2. Ритуал погребения в Китае как одно из важнейших свя­щеннодействий.

3. Композиция гробницыЦинь-Шихуанди:

а) насыпной холм;

б) наземная «аллея духов», охранителей могилы;

в) наличие наземного святилища-цитаны.

4. Статуи воинов как многотысячный погребальный эскорт:

а) разграниченность статуй воинов по функциональному назначению, рангу, позе;

б) техника создания и отражения в трактовке статуй ха­рактерных особенностей циньского периода;

в) соединение в статуях индивидуального и типологиче­ского.

5. Использование традиций погребальных ансамблей пе­риода Цинь в погребальных склепах периода Хань:

а) разнообразие композиций и оформления погребаль­ных ансамблей;

б) наличие наземной аллеи духов и ее назначение;

в) функции наземного святилища.

6. Синтез всех видов искусств в погребальных ансамблях династий Цинь и Хань:

а) специфика ханьской погребальной пластики и ее от­личие от скульптур воинов из погребения Цинь-Шихуанди;

б) настенная живопись в ханьских погребениях.

Рекомендуемая литература

1. Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. М., 1997.

2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

3. Упадок древних обществ. М., 1989.

4. История зарубежного искусства. М., 1980.

5. Китай: история, культура и историография. М., 1977.

6. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.

7. Популярная история архитектуры. М., 2001.

9. Сабурова Е.Н., Медведева А.А. Китай. М., 1991.

10. Сидихмстов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987.

12. Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами. М.,1984.

13. Фань Вэнь - Лань. Древняя история Китая. М., 1958.

101. Китайский пантеон

 

102. Типология народных культов в древнем Китае

 

103. Особенности китайского письма

 

104. Погребальная и храмовая скульптура древнего Китая

 

105. Символика китайского орнамента

Рекомендуемая литература

1. Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. М., 1997.

2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

3. Упадок древних обществ. М., 1989.

4. История зарубежного искусства. М., 1980.

5. Китай: история, культура и историография. М., 1977.

6. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.

7. Популярная история архитектуры. М., 2001.

9. Сабурова Е.Н., Медведева А.А. Китай. М., 1991.

10. Сидихмстов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987.

12. Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами. М.,1984.

13. Фань Вэнь - Лань. Древняя история Китая. М., 1958.

 

106. Даосизм как самобытная китайская религия

1. Даосизм – национальная религия Китая.

2. Личное совершенствование человека в даосизме.

3. Становление религиозного даосизма в Китае.

4. Формирование даосских сект:

а) секта Тайпиндао («Учение Великого равенства»);

б) секта «Пять доу риса».

5. Даосизм как посредник между фольклорной и официальной религией.

6. Монастыри и институт монашества у даосов.

7. Даосская литургия.

Рекомендуемая литература

1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

2. История китайской философии. М., 1980.

3. Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2001.

4. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: