Основы формационного подхода создавали К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).
Исходные положения:
a) Материалистическое понимание истории (МПИ).
МПИ дает ответ на вопросы об основах жизни общества и истоках её закономерностей. Основы жизни общества К. Маркс и Ф. Энгельс видели в материальном производстве. Социологическую популярность получила формулировка Ф. Энгельса «общественное бытие определяет общественное сознание».
b) Основы существования и развития общества определяет способ производства (рис.1).
Рисунок 1 – Структура способа производства
3.Учение о формациях.
Формация – тип общества на определенной стадии его развития.
Нет абстрактного общества, есть конкретный тип общества. В историческом процессе они выделяли первобытно – общинную, рабовладельческую, феодальную формации, капитализм и коммунизм.
Русские марксисты – экономисты (В. Засулич) в переписке возражали К. Марксу, утверждая, что Россия не попадает под формационное деление истории. К. Маркс принял их возражения и ответил на них добавлением еще одного уклада общества – азиатский способ производства.
|
|
Основы методологии формационного подхода определяют следующие положения:
1.Естественноисторический ход истории определяют закономерности способа производства.
Проблемы дискуссий в марксистском движении ХIX-XX вв.:
Можно ли ускорять исторический процесс? К. Маркс, Г.В. Плеханов однозначно отвечали отрицательно. Но были и реализовали себя иные ответы на этот вопрос.
Можно ли строить «настоящее» по модели будущего? К. Маркс, Г.В. Плеханов однозначно отвечали отрицательно. Но были и реализовали себя иные ответы на этот вопрос.
2. История есть поступательный процесс смены формаций.
Проблема – можно ли перейти к социализму минуя капитализм? К. Маркс, Г.В. Плеханов однозначно отвечали отрицательно. Но были и реализовали себя иные ответы на этот вопрос.
3. Необратимость исторического процесса.
4. Цель и смысл реализации истории - коммунизм.
Признание смысла методологических основ формационного подхода сохранилось в вариациях западной социал-демократии. Следы влияния отчетливо прослеживаются и в концепциях постиндустриального общества. Связь с идеями К. Маркса признавал и Д. Белл. В российском издании своей книги «Грядущее постиндустриальное общество» он выразил свое отношение к К. Марксу в следующей форме «…я бы скорее назвал себя постмарксистом, в том смысле, что я воспринял достаточно много марксистских представлений о социуме» ( Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.С. XCI).
Что – же касается российских радикальных реформаторов 90-х годов ХХ века, то они нарушили все мыслимые и немыслимые законы теории общественного развития. (можно уточнить … игнорировали и марксистские идеи и идеи пост индустриализма)