double arrow

Вопросы к экзамену по философии для студентов Института детства


  1. Что такое философия? В чем заключается специфика философских вопросов и ответов на них? Каково, на Ваш взгляд, значение философии в жизни человека и общества?

Дать определение философии через понятие «форма общественного сознания» или «форма духовной культуры», привести дословный перевод термина «философия» и рассказать о его происхождении. Пояснить, что такое мудрость и чем отличается стремление к мудрости от обладания ею. Соотнести философию с мифологией, религией, наукой, искусством (кратко рассказать, чем они похожи, а чем отличаются, особенно в плане объектов и методов познания). Привести примеры философских вопросов и рассказать об их общих особенностях (про то, что философские вопросы фундаментальны и не имеют единственного однозначного ответа, объяснить, почему отсутствие такового ответа и отрицательно, и положительно для человека). Перечислить функции философии, и пояснить, чем может быть полезна философия каждому человеку и обществу в целом, а в чем может заключаться опасность философии.

 

  1. Что такое мировоззрение и каким оно может быть?

Дать определение понятию «мировоззрение». Перечислить и описать элементы структуры мировоззрения (познавательный, эмоционально-волевой, ценностный, практический компоненты). Рассказать о том, что такое мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мнение, убеждение, верования, идеалы, ценности. Назвать основные типы мировоззрения и дать краткую характеристику каждому из них. Указать, какие факторы влияют на формирование мировоззрения человека.

 

  1. Назовите основные разделы философского знания и дайте краткую характеристику каждому них.

Кратко рассказать о таких разделах философского знания, как онтология, философия познания (гносеология, эпистемология), философская антропология, социальная философия, история философии, логика, этика, эстетика, аксиология (основная проблематика каждого из разделов, то есть: что является объектом исследования, на какие вопросы стремятся ответить и отвечают мыслители в рамках каждого из них). Показать, как связаны между собой разные разделы философии. Кроме того, надо сказать о том, что поскольку круг интересных философам проблем очень широк, существуют такие разделы философского знания, как например: философия науки (и отдельных наук), философия искусства (и его отдельных видов), философия религии, философия труда, философия игры, философия образования, философия спорта и т. д.  (про них особо рассказывать не надо – просто привести примеры).




 

  1. Дайте общую характеристику философии эпохи Античности.

Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к античной философии. Обязательно сказать, что философия в чистом виде (то есть независимо от религии) появилась Древней Греции, и что фактически все базовые философские вопросы были сформулированы именно в античную эпоху. Назвать основные этапы развития античной философии и их ярких представителей (имена и, если относятся к какой-то школе, то указать, к какой именно). Рассказать об основной проблематике каждого из этих этапов.

 

  1. Выберите одного из античных философов и раскройте суть его учения (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).

При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идеи и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из античных философов и философских школ рекомендую:



· Милетскую школу

· Пифагорейцев

· Гераклита

· Демокрита и атомистов

· Сократа

· Софистов

· Платона

· Аристотеля

· Эпикурейцев

· Стоиков

· Киников

· Неоплатоников.

Но вы можете выбрать и кого-то другого.

 

  1. Дайте общую характеристику философии эпохи Средневековья.

Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к средневековой философии. Обязательно сказать, что средневековая европейская философия была тесно связана с христианством и коротко рассказать о том, как средневековые философы-богословы относились к языческой культуре (в том числе к античной философии). Назвать и кратко охарактеризовать этапы развития философии Средневековья в Европе, перечислить ярких представителей каждого из этих этапов. Рассказать о том, что такое теизм, теоцентризм, теология, креационизм, теодицея, как в эпоху средневековья решалась проблема соотношения веры и разума, в чем заключался спор об универсалиях (что такое универсалии, кто такие реалисты и номиналисты), что такое концепция «двойственной истины» и кто из философов ее разработал и придерживался. Можно немного рассказать о развитии философской мысли на средневековом Востоке.

 

  1. Выберите одного из средневековых философов и раскройте суть его религиозно-философского учения (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).

При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идеи и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из средневековых философов рекомендую:

· Тертуллиана

· Оригена

· Августина Аврелия

· А. Кентерберийского

· Т. (Ф.) Аквинского

· И.Д. Скота

· И.С. Эриугену

· П. Абеляра

· Р. Бэкона

Но вы можете выбрать и кого-то другого.

 

  1. Дайте общую характеристику философии эпохи Возрождения.

Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к философии эпохи Возрождения. Пояснить, почему данная эпоха носит такое название. Рассказать о том, что такое гуманизм и антропоцентризм, назвать самых ярких представителей гуманистической традиции эпохи Возрождения. Рассказать о возрождении и развитии натурфилософских представлений в данную эпоху и перечислить философов, которые занимались этой проблематикой. Объяснить, что такое секуляризация и почему она началась в эпоху Возрождения, перечислить и кратко охарактеризовать пути секуляризации, коротко рассказать о появлении и основных идеях протестантизма. Сказать о том, что в эпоху Возрождения снова стали появляться социально-политические утопии (привести примеры данных утопий и назвать их авторов). Рассказать о появлении предпосылок для отделения науки (в первую очередь - естествознания) от философского знания.

 

  1. Выберите одного из философов Возрождения и раскройте суть его философской концепции (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).

При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идеи и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из философов Возрождения рекомендую:

· Дж. Пико делла Мирандолу

· Э. Ротердамского

· М. Лютера

· Н. Кузанского

· Дж. Бруно

· Т. Мора

· Т. Кампанеллу

· М. Монтеня

· Н. Макиавелли.

Но вы можете выбрать и кого-то другого.

 

  1. Дайте общую характеристику философии Нового времени.

Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к философии Нового времени. Обязательно указать на то, что перед первыми философами данной эпохи встал вопрос о том, как создать новую философию, на что следует опираться в процессе познавательной деятельности в первую очередь, какой метод должен стать основным в философском познании, и в этой связи рассказать о рационализме и эмпиризме (перечислить родоначальников, основных представителей и их идеи [кратко]). Назвать основных представителей философии Просвещения и коротко рассказать об их идеях. Дать общую характеристику немецкой классической философии (представители и проблематика). В общих чертах рассказать о том, что в Новое время наука (в первую очередь - естествознание) оформилась в самостоятельную сферу интеллектуальной деятельности людей, и как она тогда взаимодействовала с философией.

 

  1. Выберите одного из философов Нового времени и раскройте суть его философской системы (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).

При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идеи и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из философов и направлений философской мысли Нового времени рекомендую:

· Ф. Бэкона (или эмпиризм в целом)

· Р. Декарта (или рационализм в целом)

· Дж. Локка

· Т. Гоббса

· Г. Лейбница

· Б. Паскаля

· Б. Спинозу

· Вольтера (или о Просвещении в целом)

· Ж.-Ж. Руссо (или о Просвещении в целом)

· И. Канта

· Г.В.Ф. Гегеля

· Л. Фейербаха

Но вы можете выбрать и кого-то другого, в том числе и отечественных философов данного периода.

 

  1. Дайте общую характеристику неклассической (современной) философии.

Перечислить все этапы развития философской мысли (от зарождения философии и до наших дней), обозначить их временные рамки, а потом уже перейти непосредственно к неклассической философии. Объясните, почему данный период в развитии философии называют «неклассическим». Расскажите о таких чертах современной философии, как: релятивизм, эволюционизм, практицизм, иррационализм и его борьба с рационализмом, сциентизм и антисциентизм. Перечислить основные направления неклассической философии, назвать их родоначальников, ярких представителей и ключевые идеи. Кратко рассказать о том, как, начиная с середины XIX века и до наших дней, развивалась отечественная философия (основные направления, идеи и представители).

 

  1. Выберите одного из представителей неклассической (современной) философии и раскройте суть его философской системы (по желанию можно рассмотреть идеи не конкретного философа, а одного из философских направлений указанного периода).

При рассказе о любом философе обязательно надо подробно изложить его основные идея и в общих чертах – то, как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие философской мысли и на культуру в целом. Если вы хотите, то можно привести краткую биографическую справку. Из современных философов и направлений философской мысли рекомендую:

· О. Конта (или Первая волна позитивизма в целом)

· Б. Рассела (или неопозитивизм или логический в целом)

· К. Поппера (или неопозитивизм, или постпозитивизм в целом)

· Т. Куна (или постпозитивизм в целом)

· Марксизм

· А. Шопенгауэра (или иррационализм в целом)

· Ф. Ницше (или иррационализм в целом)

· Ж.-П. Сартра (или экзистенциализм в целом)

· З. Фрейда (или фрейдизм в целом)

· Э. Фромма

· Ч. Пирса (или прагматизм в целом).

Но вы можете выбрать и кого-то другого, в том числе и отечественных философов данного периода.

 

  1. Что такое логика? Какую роль она играет в жизни человека? Как Вы думаете, необходимо ли изучать теоретическую логику или достаточно ограничиться интуитивной? Свой ответ обоснуйте. Перечислите формы и основные законы мышления и дайте им краткую характеристику.

Охарактеризовать логику как раздел философского знания (происхождение термина «логика», основные проблемы данного раздела, с чем связана полезность и необходимость изучения логики, что такое интуитивная логика и почему ее недостаточно для продуктивного мышления, назвать философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание вопросам логики). Рассказать о том, что такое понятие, какие виды понятий бывают, в каких отношениях могут находится понятия друг с другом и какие операции можно с ними проводить, что такое суждение, какими могут быть суждения, какова структура простого суждения, какие виды простых и сложных суждений бывают, что такое умозаключение, какие существуют виды умозаключений. В общих чертах рассказать о таких законах логики, как: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания.

 

  1. Что такое онтология? Каковы ее основные проблемы? Что в философии понимается под бытием? Определите термины «материя» и «материальное» и «сознание» и «идеальное»

Охарактеризовать онтологию как раздел философского знания (происхождение термина «онтология», основные проблемы данного раздела, назвать философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание вопросам онтологического характера). Рассказать о том, что такое бытие, как оно соотносится с небытием, что такое реальность и какой она может быть и дать характеристику каждому типу реальности (объективная, субъективная, виртуальная), как соотносятся категории «бытие», «мир», «универсум», «космос», «Вселенная». Определить такие понятия, как «субстанция», «материя» и «материальное», «сознание» и «идеальное». Рассказать о том, как разные философы и ученые понимали специфику пространства, времени, движения и их соотношения друг с другом, а также с материей и сознанием. Рассказать о том, что такое индивидуальное сознание, как оно соотносится с психикой, самосознанием, бессознательным, общественным сознанием, а в религиозной философии – с душой и божественным сознанием. Рассказать о том, что такое диалектика, назвать и пояснить ее законы, перечислить категории.

 

  1. Что такое картина мира? Стремление ответить на какой из философских вопросов привело к возникновению различных философских картин мира? Назовите основные философские картины мира и дайте краткую характеристику каждой из них.

Дать определение понятию «картина мира». Указать, что входит в структуру картины мира. Привести примеры различных картин мира (не только философских). Подробно рассказать о каждой из философских картин мира (материализм, идеализм, дуализм, философия тождества): как отвечает на вопрос о первичности материи или сознания, какие философы являются представителями каждой из указанных картин мира и как они аргументируют свою позицию по поводу соотношения материального и идеального, как соотносится каждая из этих картин мира с религиозными представлениями? Высказать свою точку зрения по поводу того, какая из философских картин мира в большей степени соответствует реальному положению вещей.

 

  1. В чем заключается специфика философской антропологии? Проблема многомерность человека и подходов к нему.

Охарактеризовать философскую антропологию как раздел философского знания (происхождение термина «антропология», основные проблемы данного раздела, назвать философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание вопросам, связанным с человеком). Рассказать о том, как проявляют себя в человеке биологическое, духовное и социальное и как они связаны друг с другом, о религиозном, философском и научном подходах к пониманию сущности человека (то есть: кто такой человек с точки зрения каждой из указанных форм духовной культуры) и привести примеры того, как различные философы определяли сущность человека.

 

  1. Концепции антропогенеза. Каково положение человека во Вселенной и в чем, на Ваш взгляд, состоит смысл человеческого существования?

Рассказать о роли и значении человека в природе и обществе. Перечислить концепции антропогенеза (мифологические, религиозные, философские, научные, паранаучные) и указать, какая из них, на ваш взгляд, в большей степени соответствует реальному положению вещей. Здесь же привести возможные варианты того, в чем может заключаться смысл жизни человека и человечества в целом (есть ли смысл в жизни и, если есть, ради чего и/или ради кого существуют человек и человечество в целом), указать, какой (какие) из приведенных вами вариантов являе(ю)тся, с вашей точки зрения, наиболее приемлемым(и).

 

  1. Проблема свободы человека в философии

Дать определение понятию «свобода», рассказать о том, как свобода соотносится с необходимостью. Привести примеры того, как различные философы оценивали степень свободы человека (в том числе рассказать о фатализме и волюнтаризме). Высказать и аргументировать свою точку зрения по поводу того, свободен человек или нет, и если нет, то чем его свобода ограничивается. Указать, с чем связана свобода и к чему она может привести: рассмотреть, как свобода соотносится с ответственностью, объяснить, почему свобода влечет за собой одиночество (здесь же перечислить типы одиночества).

 

 

  1. Проблема смерти и бессмертия в философии.

Рассказать от том, что в философии, науке и религии понимается под смертью, в том числе привести примеры того, как различные философы понимали смерть и как рекомендовали к ней относиться. Указать причины, по которым люди бояться смерти. Определить, что такое бессмертие и каким оно может быть (здесь надо рассказать о косвенном и прямом бессмертии, в том числе о возможном бессмертии сознания или души и о биологическом бессмертии). Высказать свою точку зрения по поводу того, на сколько возможно бессмертие и какие последствия у него могут быть (особое внимание обратить на биологическое бессмертие).

 

  1.  Как Вы понимаете, что такое познание? Каковы основные проблемы философии познания?

Охарактеризовать философию познания как раздел философского знания (происхождение терминов «гносеология» и «эпистемология», в каких случаях каждый из них используется для именования философии познания). Перечислите основные проблемы данного раздела, назвать философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание гносеологической проблематике. Дать определение понятиям «познание», «знание», «информация». Привести различные точки зрения на проблему того, познаваем ли мир (гносеологический оптимизм, агностицизм – крайний и умеренный, скептицизм), и раскрыть их суть. Рассказать о структуре познавательной деятельности и дать характеристику каждому из ее элементов. Перечислить виды и формы познания, сферы познавательной деятельности.

 

  1. Чувственное, рациональное и иррациональное познание и их роль в познавательной деятельности.

Дать определение тому, что такое чувственное, рациональное и иррациональное познание. Назвать философов, которые в своих трудах особое внимание уделяли исследованию данных видов познания и кратко описать позицию каждого из приведенных вами мыслителей в отношении чувственного, рационального и иррационального. Перечислить формы и методы каждого из этих видов познания и дать им краткую характеристику. Указать достоинства, недостатки, и значение чувственного, рационального и иррационального познания для различных сфер познавательной деятельности.

 

  1. Наука и техника в зеркале философии. Каково, на Ваш взгляд, значение науки в жизни человека и общества?

Дать определение понятию «наука». Рассказать об особенностях научного познания, принципах верификации и фальсификации научного знания. Перечислить философские основания науки и кратко раскрыть их суть. Назвать и охарактеризовать элементы структуры научного познания, перечислить и описать его уровни. Рассказать о том, что такое сциентизм и антисциентизм и перечислить границы научного познания. Привести и кратко охарактеризовать модели развития науки (кумулятивная и революционная) и факторы, которые на это развитие влияют. Раскрыть роль науки и техники в современном мире.

 

  1. Проблема истины в философии.

Дать определение понятиям «истина», «заблуждение», «правда», «ложь». Назвать критерии истинности знания и раскрыть их суть. Рассказать о том, что такое объективная и субъективная истина, и чем друг от друга отличаются истина относительная и абсолютная. В каких сферах духовной культуры возможна абсолютная истина? Привести различные концепции истины (классическая или корреспондентская, когерентная, диалектико-материалистическая, прагматическая, конвенциональная, экзистенциалистская) и дать им общую характеристику.

 

  1. Что такое этика и каковы ее основные проблемы? В чем заключается роль этики в жизни человека и общества? Каковы основные категории этики? Дайте краткое определение каждой из них.

Охарактеризовать этику как раздел философского знания (происхождение термина «этика», основные проблемы данного раздела, перечислить философов, которые в своих трудах уделяли значительное внимание вопросам этики). Рассказать о том, что такое мораль и нравственность и определить, в чем разница между этими двумя понятиями. Перечислить основные категории этики и дать краткое определение каждой из них. Дать определение понятию «биоэтика» и перечислить основные биоэтические проблемы современного общества. Рассказать о том, что такое профессиональная этика, каковы ее общие принципы и в чем состоит специфика этики педагога.

 

Список рекомендуемой литературы

Кроме моих лекций можно использовать следующие учебники и учебные пособия (все они есть в нашей библиотеке, да и их электронные варианты на просторах Интернета можно найти):

 

1. Балашов, Л. Е. Философия: учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 . – 612 с.: ил. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453870. – Библиогр.: с. 594-597. – На рус. яз. - ISBN 978-5-394-01742-1

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, В. Г. Борзенков и др. – 4. изд., перераб. и доп. – Москва: Культурная революция: Республика, 2007. – 622, 1 с.: схемы. - Библиогр.: с. 609-614. – На рус. яз. - ISBN 5-250-06007-2

3. Губин, В. Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия / Валерий Дмитриевич Губин. – Москва: Олимп: АСТ, 1998. – 464 с. – На рус. яз. - ISBN 5-7390-0169-2

4. Гусев, Д. А. Философия: Популяр. учеб. пособие / Д. А. Гусев; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – 4. изд., стер. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 302, 1 с. – (Библиотека студента). – На рус. яз. - ISBN 978-5-9770-0452-7. - ISBN 978-5-89395-958-1

5. Западная философия: От Шопенгауэра до Дерриды: Вторая половина XIX - начало ХХ века. ХХ век. На пороге XXI века: Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов / Н. С. Автономова, В. И. Баранова, М. Н. Грецкий и др.; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. философии; Отв. ред. Л. А. Микешина. – Москва: Владос, 2001. – 525 с. - Библиогр. в тексте. – На рус. яз. - ISBN 5-691-00046-2

6. Золотухина-Аболина, Е. В. Страна Философия: Кн. для шк. и студентов / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 541, 1 с.: ил. – (Для учащихся школ и колледжей). – На рус. яз. - ISBN 5-85880-238-9

7. История философии: Учеб. для вузов / А. В. Белов, Г. В. Драч, В. Н. Дубровин и др.; Отв. ред.: В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. – 3. изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 731 с. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 728-731. – На рус. яз. - ISBN 5-222-06923-0

8. Философия: Учеб. по дисциплине "Философия" для вузов по нефилософ. специальностям и направлению подгот. / В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, А. И. Алешин и др ; Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной . – 3. изд., перераб. и доп. – Москва: Гардарики, 2003. – 828 с. – (Disciplinae). - Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. - ISBN 5-8297-0143-X

9. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1: От Лао-Цзы до Фейербаха: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. / В. А. Башкалова, В. И. Баранова, М. И. Грецкий и др.; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. философии; Отв. ред. Л. А. Микешина. – [2. изд.]. – Москва: Владос, 1998. – 445 с. – На рус. яз. - ISBN 5-691-00045-4. - ISBN 5-691-00207-4

10. Хрестоматия по истории философии. Ч. 3. Русская философия: В 3 ч. Учеб. пособие для вузов / З. А. Александрова, Е. В. Аралова, С. М. Бабинцев и др.; Моск. пед. гос. ун-т, Каф. философии; Отв. ред. Л. А. Микешина. – Москва: Владос, 2001. – 670, 1 с. - Библиогр. в тексте. – На рус. яз. - ISBN 5-691-00048-9. - ISBN 5-691-00604-5

 

       И книгу:

 

1. Гордер Ю. Мир Софии. – Санкт-Петербург: Аркадия, 2018. – 624 с. - На рус. яз. – ISBN 978-5-906986-17-7 (в нашей библиотеки, к сожалению, нет, но есть в Интернете)

 

Вы также можете использовать и другие источники, но аккуратно: информации в Интернете много, но далеко не вся она адекватная.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: