Анализ внутренней и внешней среды предприятия

 

С учетом особенностей предприятия: узкий ассортимент, специфическое влияние конкурентной среды, имеющаяся номенклатура товаров, деловые связи, предлагается модель стратегического корпоративного планирования, включающая модели оценки внешней и внутренней среды, матрицы для анализа рыночного портфеля предприятия, а также модель развития товаров и рынков.  (рис.9).

Рис. 9. - Модель стратегического корпоративного планирования ОАО «Кузбассрадио»

Данная модель определяет состав инструментов стратегического планирования, используемых в курсовой работе. Она позволяет обеспечить комплексный подход, минимизирует ограничения моделей.

В данной работе в качестве экспертов по всем моделям выступала группа специалистов ОАО «Кузбассрадио» из числа руководителей высшего и среднего звена, в количестве 6 человек.

КФУ – ключевые факторы успеха – это обусловленные внутренними факторами действия по реализации стратегии в наиболее перспективных областях. Фундаментом в разработке данной стратегии является выявление ключевых факторов успеха, которые и обеспечат лидерство на рынке.

Выбор КФУ определяется экспертным путем из стандартизированного перечня КФУ.

1. Ключевые факторы успеха, основанные на техническом превосходстве:• использование уникальных и закрытых технологий военно-промышленного комплекса; • готовность быстро внедрить инновации, опираясь на предшествующий опыт.

2. Ключевые факторы успеха, связанные с организацией производства:• высокое качество предлагаемого продукта;• выгоды, связанные с размещением в уже подготовленной инфраструктуре;• наличие резервных производственных мощностей;• квалифицированная рабочая сила;• отлаженное партнерство с проверенными поставщиками;• поддержка местных властей.

3. Ключевые факторы успеха, основанные на маркетинге:• наличие твердых партнерских отношений с независимой распределительной сетью;• низкие издержки распределения;• быстрая доставка;• доступная для клиентов система технической поддержки при покупке и использовании продукции;• хорошо подготовленный персонал, занятый сбытом;• доступный и грамотно организованный сервис;• аккуратное выполнение заказов.

4. Ключевые факторы успеха, основанные на обладании знаниями и опытом:• налаженные связи среди крупных клиентов, властей, силовых структур;• хорошие специалисты по продвижению предлагаемого товара;

5. Ключевые факторы успеха, связанные с организацией и управлением:• наличие эффективных и надежных информационных систем;• способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий;• наличие лицензий и патентов;• сложившаяся репутация у потребителей;• опытная в данной сфере команда менеджеров.

Данный перечень включает все факторы успеха, отмеченные экспертами. Для дальнейшей работы выделено пять факторов, отмеченных большинством экспертов.

Так как структура бизнес-портфеля не сложная, то ключевые факторы успеха определялись для всего портфеля товаров предприятия.

Каждый эксперт проводил оценку ключевых факторов успеха по двум параметрам: вес фактора – то есть его значимость для предприятия в данный момент и балл, определяющий наличие данного фактора на анализируемом предприятии.

Обобщенные итоговые данные по оценке ключевых факторов успеха представлены в таблице 2.

Таким образом, определены направления, которые могут обеспечить рыночный успех компании.

По мнению экспертов, использование уникальных и закрытых технологий военно-промышленного комплекса является важным фактором рыночного успеха ОАО «Кузбассрадио» в стратегической перспективе.

Таблица 2.

Оценка ключевых факторов успеха ОАО «Кузбассрадио»

Факторы Вес фактора (1-10) Балл (1-10) Скорректированная оценка
Использование уникальных и закрытых технологий военно-промышленного комплекса 5 4 20
Наличие резервных производственных мощностей 2 5 10
Отлаженное партнерство 2 7 14
Аккуратное выполнение заказов 1 2 2
Итого 10 - 46

 

На втором месте по значимости – имеющиеся партнерские связи, которые во многих случаях действуют еще со времен СССР. Наличие резервных производственных мощностей, по мнению экспертов, являются третьим по значению фактором успеха.

Проведенный анализ ключевых факторов успеха позволяет определить стратегический курс предприятия на расширение существующей сферы деятельности с использованием традиционных для этого предприятия технологий, ориентацию на производство видов продукции, ориентированных на предприятия ВПК а также на товары народного потребления.

Далее полученные результаты будут использованы в разработке общей портфельной матрицы модели стратегического корпоративного планирования.

В рамках стратегического планирование также необходимо разработать перечень факторов привлекательности рынка для компании. Это необходимо для выбора альтернативных вариантов приложений усилий на рынке.

Методика аналогична определению ключевых факторов успеха – выбор экспертами наиболее важных факторов привлекательности рынка из стандартизированного перечня.

Таким образом, сформирован перечень факторов привлекательности рынка.

1. Рыночные факторы:• размер рынка;• темпы роста рынка;• чувствительность к уровню обслуживания.

2. Конкурентные факторы:• интенсивность конкуренции.

3. Финансовые и экономические факторы:• прибыльность;• нефинансовые барьеры входа на рынок.

4. Технологические факторы:• патенты и права.

По факторам привлекательности рынка было выделено четыре наиболее важных, по мнению экспертов, факторов.

Необходимо отметить, что в данном анализе учитывались только рынки номенклатуры  коммутационных и установочных изделий, а также переключателей и медицинского инструментария, так как доля этих товаров в структуре товарного портфеля ОАО «Кузбассрадио» составляет более 80%.

Результаты оценки экспертами факторов привлекательности рынка представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Оценка факторов привлекательности рынка для товарной группы  ОАО «Кузбассрадио»

Факторы привлекательности рынка Вес фактора (1-10) Балл (1-10) Скорректированная оценка
Размер рынка 2 5 10
Темпы роста рынка 3 6 18
Интенсивность конкуренции 1 3 3
Прибыльность 4 2 6
Итого 10   37

Таким образом, с помощью экспертов наиболее привлекательным рыночным фактором в стратегической перспективе является рост рынка, вторым по значимости является размер рынка. Данный анализ показывает, что имеются возможности экстенсивного роста и расширения доли рынка.

Полученные результаты также будут использованы в разработке общей портфельной матрицы модели стратегического корпоративного планирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: