Понимание заработной платы К. Маркса

К. Маркс родился 5 мая 1818 года в Тире (Германия) в семье адвоката. С 1835 года обучался в Боннском университете, а с 1836 по 1841 год в Берлинском университете. С 1850 года К. Маркс живет в Лондоне, где пишет свой труд "Капитал". Благодаря значительной финансовой поддержке своего друга Ф.Энгельса, К.Маркс издал в 1867 году первый том "Капитала". Завершить написание второго и третьего томов К. Марксу не удалось из-за осознания неоконченности работы. 14 марта 1883 года он умер. Доработка и подготовка к печати второго и третьего томов была осуществлена Ф. Энгельсом. Четвертый том вышел в свет после смерти Ф. Энгельса в 1905 году.

Суть теории К. Маркса о сущности заработной платы состоит в том, что в процессе производства происходит расходование физической и умственной энергии человека, для восстановления которой необходимы материальные и духовные блага. Стоимость этих благ, обеспечивающих жизнедеятельность рабочего и членов его семьи, и составляет стоимость рабочей силы, которая принимает форму заработной платы. Зарплата, по определению К. Маркса, есть превращенная форма стоимости и цены рабочей силы. Это превращение состоит в том, что на поверхности зарплата выступает как плата за труд, а на самом деле есть цена рабочей силы.

Маркс доказывает, что труд не может выступать в качестве объекта купли-продажи, так как не может быть товаром, имеющим стоимость. Как известно, стоимость любого товара определяется затратами труда на его производство. Если предположить, что труд является товаром и имеет стоимость, то возникает вопрос, чем ее выразить. Определение стоимости труда трудом – бессмыслица [36,c.67-68].

Теория заработной платы, являющаяся органической составной частью созданного К. Марксом учения о прибавочной стоимости, глубоко обоснована в «Капитале», где раскрыта тайна превращения стоимости и соответственно цены рабочей силы в заработную плату. Теория К. Маркса объясняет не только законы этого превращения, но и законы движения заработной платы, специфические функции, выполняемые ею, а в процессе капиталистического производства, ее роль как средства усиления эксплуатации рабочего класса и одновременно как средства маскировки этой эксплуатации.

Маркс определил роль и значение экономической и политической борьбы пролетариата в условиях капитализма, дал научное обоснование целей и задач классового профессионального движения пролетариата, стратегии и тактики его экономической борьбы. Маркс решительно выступил против пассивности и смирения пролетариев перед эксплуатирующим их классом капиталистов. Он говорил, что если рабочие не будут оказывать противодействия капиталу, жаждущему максимальной наживы, они рискуют превратиться в сплошную массу опустившихся бедняков. Вместе с тем Маркс подчёркивал, что борьба рабочих за повышение заработной платы неразрывно связана с системой наёмного труда и направлена в большинстве случаев на сохранение существующей стоимости рабочей силы; необходимость бороться с капиталистами за «цену труда» коренится в положении рабочих, которое вынуждает их продавать свою рабочую силу. Маркс предупреждал рабочих против преувеличения конечных результатов их повседневной экономической борьбы, ибо таким путём рабочий класс борется лишь против следствий, а не против причин, порождающих эти следствия; пролетариат при этом лишь задерживает тенденцию, ухудшающую его положение, но не меняет её направления. «Поэтому, — говорил Маркс,— рабочие не должны ограничиваться исключительно этими неизбежными партизанскими схватками, которые непрестанно порождаются никогда не прекращающимся наступлением капитала или изменениями рынка. Они должны понять, что современная система при всей той нищете, которую она с собой несет, вместе с тем создает материальные условия и общественные формы, необходимые для экономического переустройства общества». Поэтому экономическая борьба пролетариата должна сочетаться с политической. Вместо консервативного лозунга «Справедливая заработная плата за справедливый рабочий день!» Маркс выдвинул лозунг «Уничтожение системы наемного труда!»

Работа Маркса «Заработная плата, цена и прибыль» актуальна и в современных условиях как теоретическое оружие борьбы против буржуазии. Взгляды вульгарной политической экономии, проповедуются и современными буржуазными экономистами — противниками революционной борьбы пролетариата, например современная теория «порочного круга» или «спирали» заработной платы и цен. Эта теория направлена на то, чтобы оправдать политику «замораживания» заработной платы в условиях колоссального роста прибылей монополий, инфляции и вздувания цен как главного способа снижения реальной заработной платы трудящихся [37,c.174-175].

Эксплуатация трудящихся господствующими классами в условиях рабовладельческого и феодального обществ носила неприкрытый характер. Присвоение рабовладельцем или феодалом продукта чужого труда осуществлялось в наиболее обнаженной форме - в форме прямого изъятия продукта у производителя. Иное дело капиталистическое общество. «На поверхности буржуазного общества, - писал К. Маркс, - заработная плата представляется в виде цены труда, в виде определенного количества денег, уплачиваемых за определенное количество труда. При этом говорят о стоимости труда и ее денежное выражение называют необходимой или естественной ценой труда. Но что такое стоимость товара? Предметная форма затраченного при его производстве общественного труда. А чем измеряем мы величину стоимости товара? Величиной содержащегося в нем труда». Таким образом, на поверхности буржуазного общества заработная плата выступает в виде цены труда, то есть в виде определенного количества денег, уплачиваемых капиталистом рабочему за определенное количество его труда. «Но что такое стоимость товара? – писал К. Маркс, - Предметная форма затраченного при его производстве общественного труда. А чем измеряем мы величину стоимости товара? Величиной содержащегося в нем труда».

В действительности же труд по самой своей природе товаром быть не может и потому не может служить предметом купли – продажи. «Для того чтобы быть проданным на рынке в качестве товара, - говорил К. Маркс, - труд во всяком случае должен существовать до этой продажи. Но если бы рабочий имел возможность дать своему труду самостоятельное существование, он продавал бы созданный трудом товар, а не труд». Далее, если бы труд был товаром, то он, как и всякий другой товар, должен был бы иметь стоимость. Но труд сам есть источник и мерило стоимостей. Именно поэтому он стоимости не имеет, подобно тому как, например, тяжесть, будучи свойством физических тел, не имеет собственного веса. «Но и независимо от этих противоречий прямой обмен денег, т.е. овеществленного труда, на живой труд уничтожил бы или закон стоимости, который свободно развивается как раз на основе капиталистического производства, или же самое капиталистическое производство, которое основывается как раз на наемном труде».

Фактически на товарном рынке владельцу денег непосредственно противостоит не труд, а рабочий, лишенный средств производства. «То, что продает рабочий, есть его рабочая сила. Когда его труд действительно начинается, он перестает принадлежать ему и, следовательно, не может быть им продан. Труд есть субстанция и имманентная мера стоимостей, но сам он не имеет стоимости» [38,c.107].

Рабочий в процессе труда воспроизводит стоимость своей рабочей силы и, кроме того, создает прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается капиталистом. В форме заработной платы капиталист возмещает лишь часть созданной рабочим стоимости, а именно ту часть, которая эквивалентна стоимости его рабочей силы. Остальная часть вновь созданной стоимости образует прибавочную стоимость. Следовательно, поскольку в форме заработной платы капиталист возмещает стоимость рабочей силы, израсходованной рабочим в процессе труда, заработная плата представляет собой иное воплощение, иную форму стоимости рабочей силы.

Стоимость рабочей силы, выраженная в деньгах, есть цена рабочей силы. Внешне она выступает в форме заработной платы, то есть как цена труда. Стало быть, цена труда, заработная плата при капитализме есть превращенная форма стоимости, а значит, и цены специфического товара рабочая сила.

Как уже говорилось, капиталист оплачивает рабочему стоимость его рабочей силы не до начала процесса труда, а после его осуществления. Тем самым рабочий своим трудом фактически авансирует капиталиста. Перед тем как получить в форме заработной платы стоимость своей рабочей силы, рабочий должен предоставить капиталисту известное количество труда, включая прибавочный труд. Затраты же труда измеряются, как уже известно, рабочим временем. Следовательно, определенное время производительного функционирования рабочей силы становится условием оплаты ее стоимости. Поэтому определенное время труда, выраженное в часах и соответствующее средней при данных условиях величине рабочего дня, фактически приравнивается к стоимости рабочей силы, функционирующей в течение этого времени. «Допустим, - писал К. Маркс, - что обычный рабочий день продолжается 12 часов и что дневная стоимость рабочей силы равна 3 шилл., представляющим денежное выражение стоимости, которая воплощает в себе 6 рабочих часов. Если рабочий получает 3 шилл., он получает стоимость своей рабочей силы, функционирующей в течение 12 часов. Выразив теперь эту дневную стоимость рабочей силы в виде стоимости дневного труда, мы получим формулу: двенадцатичасовой труд имеет стоимость в 3 шиллинга». Таким образом, стоимость и цена рабочей силы на поверхности явлений буржуазного общества принимают форму цены ее функции, что есть цены труда. А цена труда становится основой исчисления заработной платы. «Стоимость рабочей силы, - говорил К. Маркс, - определяет стоимость труда, или – в денежном выражении – его необходимую цену. Если же цена рабочей силы отклоняется от ее стоимости, то и цена труда отклоняется от его так называемой стоимости».

Цена труда – такое же мнимое, иррациональное выражение, как и цена любого товара, не являющегося продуктом человеческого труда, например, цена земли. Цена, как известно, есть денежное выражение стоимости товара, а труд стоимости не имеет, следовательно, он не может иметь и цены. Но такие иррациональные категории, как цена труда, цена земли и т.п., вытекают, как отмечал К. Маркс, из самих производственных отношений буржуазного общества. То, что в действительности скрывается за иррациональной формой цены труда, есть стоимость и цена рабочей силы. Именно поэтому цена труда всегда меньше стоимости, созданной трудом рабочего. «В выражении «стоимость труда», - писал К. Маркс, - понятие стоимости не только совершенно исчезает, но и превращается в свою противоположность. Это такое же мнимое выражение, как, например, стоимость земли. Но такие мнимые выражения возникают из самих производственных отношений. Это – категории для форм проявления существенных отношений. Что вещи в своем проявлении часто представляются в извращенном виде, признано как – будто во всех науках, за исключением политической экономии» [9,c.45].

Для того, чтобы получить дневную стоимость своей рабочей силы, рабочий вынужден трудится полный рабочий день. Тем самым, форма заработной платы скрывает деление рабочего дня на необходимое и прибавочное время. Весь труд рабочего в течение рабочего дня, в том числе и в прибавочное время, выступает как оплаченный труд, а все время труда приобретает видимость необходимого рабочего времени. «Мы видим, что стоимость в 3 шилл., в которой выражается оплаченная часть рабочего дня, т.е. шестичасовой труд, выступает как стоимость, или цена, всего двенадцатичасового рабочего дня, включающего в себя шесть неоплаченных часов труда. Итак, форма заработной платы, - отмечал К. Маркс, - стирает всякие разделения рабочего дня на необходимый и прибавочный, на оплаченный и неоплаченный труд. Весь труд выступает как оплаченный труд». Таким образом, форма заработной платы скрывает отношения эксплуатации класса рабочих классом капиталистов. Она порождает иллюзию равенства рабочего и капиталиста, маскирует экономическую зависимость наемных тружеников от владельцев средств производства, фактически принудительный характер труда при капитализме. «Поэтому, - писал К. Маркс, - то решающее значение, какое имеет превращение стоимости и цены рабочей силы в форму заработной платы, т.е. в стоимость и цену самого труда. На этой форме проявления, скрывающей истинное отношение и создающей видимость отношения прямо противоположного, покоятся все правовые представления как рабочего, так и капиталиста, все мистификации капиталистического способа производства, все порождаемые им иллюзии свободы, все апологетические увертки вульгарной политической экономии» [6,c.58].

 




double arrow
Сейчас читают про: