Вступление России в ВТО выгодно Евросоюзу

          Глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Эльвира Набиуллина призвала Европейский союз (ЕС) поддержать заявку России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку это необходимое условие для увеличения торгового оборота между Россией и ЕС. Но Россия не будет беспрекословно принимать условия всех стран ради вступления во Всемирную торговую организацию. Такое заявление Э. Набиуллина сделала в преддверии саммита Россия - ЕС, который состоялся в Лиссабоне 26 октября 2007 г.  Вместе с тем руководитель МЭРТ отметила, что затянувшееся обсуждение условий присоединения к Всемирной торговой организации приносит российским компаниям убытки в виде упущенной выгоды. Характеризуя сотрудничество с ЕС, Эльвира Набиуллина заявила, что "Европа была и остается стратегическим партнером России". Министр подчеркнула, что для завершения переговоров необходимо проявить политическую волю.

       Между тем, согласно недавно заявлениям представителей пресс-службы МЭРТ, новые раунды переговоров с Саудовской Аравией и Грузией о вступлении России в ВТО пройдут через 2-3 недели. При этом в ходе переговоров с Саудовской Аравией, проведенных недавно в Женеве, удалось достичь договоренности по вопросу пошлин на сельскохозяйственную продукцию. А вот последние переговоры с Грузией, состоявшиеся 19 октября 2007 г., закончились безрезультатно – так же как и переговоры, проведенные 31 мая с.г.

       На сегодняшний день для присоединения к ВТО России осталось провести переговоры только с двумя указанными странами.

       Россия уже провела переговоры примерно с 60 странами - членами ВТО и получила их поддержку. В Женеве 22 октября 2007 г. начались консультации рабочей группы по обсуждению пяти новых разделов доклада по вхождению РФ в ВТО, в том числе вопросов таможенного администрирования. Консультации будут проходить до конца октября.

       В целом Россия рассчитывает завершить обсуждение доклада рабочей группы о присоединении РФ к ВТО в ноябре. Как ранее заявлял директор департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максим Медведков, по наиболее сложным вопросам – техническому  регулированию, сельскому хозяйству и фитосанитарным мерам – вряд  ли удастся достичь договоренности в октябре, и семь разделов доклада планируется рассмотреть в следующем месяце. Всего в докладе 49 разделов, и кроме упомянутых 12, все они согласованы.

       По данным министерства, экономика РФ динамично развивается. По итогам 2007 года рост ВВП России должен составить 7,3%. "Прирост инвестиций в январе-сентябре 2007 года достиг 21,2%, что в два раза выше темпов 2006 года. Лидерами промышленного роста стали не предприятия ТЭК, а компании обрабатывающей, строительной, пищевой промышленности", - сообщила   Набиуллина.

       Важнейшей задачей России глава МЭРТ считает диверсификацию экспорта. В то же время министр считает, что РФ относится к открытым странам, поскольку доля внешней торговли в ВВП страны составляет пятьдесят процентов.

       Евросоюз согласился расширить квоты на импорт из России отдельных видов стали и стальной продукции на 2008-2009 годы. Квота с 2,2 млн тонн в 2007 году увеличивается до 2,9 млн тонн в 2008 году, до 3,03 млн тонн – в   2009 году и будет отменена при вступлении России во Всемирную торговую организацию. В России металлурги не ожидали от ЕС облегчения барьеров – впрочем,  оставшиеся ограничения позволяют им строить лишь тактические, но не стратегические планы в ЕС.


      В рамках саммита Россия – ЕС в Португалии было подписано новое торговое соглашение, расширяющее возможности уже в 2008 году поставлять из России в Евросоюз широкий круг стальной продукции. Действующая на 2007 год квота на сталь, экспортируемую в ЕС из России, торговым соглашением сроком действия на два года увеличивается до 2,9 млн тонн в 2008 году, до 3,03 млн тонн – в  2009 году. Торговое соглашение сохраняет принципы, действовавшие с 2005 года, согласно которым внутри "автономной квоты" ограничивается перераспределение разных видов стальной продукции. Тем не менее, новая квота на 15% выше прошлогодней, к тому же ЕС подтвердил, что стальные квоты будут немедленно отменены после вступления России в ВТО без дополнительных условий.

        Экспорт сталелитейной продукции в Евросоюз из России ограничивался с 2002 года. ЕС ввел квотные ограничения на импорт любой стали, будучи спровоцирован США – там были введены импортные пошлины на 15-30%. До 2005 года между РФ и ЕС действовало соглашение "Об экспорте отдельных видов металлопродукции" – оно резко ограничивало возможности российского экспорта на уровне нескольких процентов общероссийского производства, пересматривая квоту раз в год. В 2005 году департамент торговых переговоров МЭРТа подготовил соглашение о постоянно действующем механизме роста квоты. Но в 2006 году соглашение из-за проблем с согласованием парафированного документа странами ЕС не состоялось – России была сохранена "автономная квота" на экспорт стали и продукции из нее в ЕС на уровне 2,2 млн тонн. И лишь сейчас главе МЭРТа Эльвире Набиуллиной удалось подписать новое соглашение с ЕС на два года.

       Отметим, что наличие ограничений на экспорт в ЕС стальной продукции (речь идет, в том числе, и о технологических трубах, легированной стали, канатах, отдельных видах сортового проката и т. д.) вызвало волну интереса крупнейших российских компаний к предприятиям более высоких переделов в Европе – поставки  полуфабрикатов ЕС ограничивает в меньшей степени. Тем не менее, ситуация 2006 года, когда ЕС де-факто затянул подписание нового соглашения, делало ситуацию с квотами на 2008-2009 год еще более неопределенной, чем раньше.

       Крупнейшие российские производители с начала 2000-х уже переориентировали собственный экспорт на страны Юго-Восточной Азии и быстрого возврата на рынок ЕС не готовили. Тем не менее, ЕС вернулся к стальному соглашению – судя по всему, столкнувшись с существенным ростом цен предложения стальной продукции из Китая и других азиатских стран. Кроме того, в 2007 году продолжается, хотя и в менее существенных размерах, чем ранее, рост цен по значительной части позиций на рынке металлопродукции в Европе. За время существования стальных квот расширился импорт металлопродукции самой Россией, в том числе и из ЕС, а также вырос спрос на российскую сталь на внутреннем рынке. Поэтому для российских компаний, для которых стратегического расширения возможностей новые квоты на рынке Евросоюза не несут, новое соглашение с ЕС стало неожиданностью – этот вопрос явно не был приоритетным.
В любом случае ключевым вопросом остается вступление России в ВТО. Снятие ЕС квот в этом случае позволит формировать стратегические, а не тактические позиции на европейском рынке.



V.  Заключение.

Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.

Сегодня все больше осознается необходимость вступления России во Всемирную торговую организацию.

Полноправное участие в ВТО предполагает принятие нормативно-правовой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Как уже показал опыт, международное право способствует промышленному росту по средствам увеличения внешнеторгового оборота. Став полноправным членом ВТО, Россия сможет значительно увеличить доступ к рынкам других стран-членов ВТО, будет иметь право защищать свои интересы, будет пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и т.д.

В данной курсовой работе были отмечены и «плюсы» и «минусы» от вхождения России во Всемирную торговую организацию. Никто не говорит, что процесс вхождения в эту многостороннюю систему будет быстрым и безболезненным, но те выгоды, которые получит Россия от вступления в ВТО,  покроют возможные издержки. И, наконец, Россия сможет проводить ту торговую политику, которая ей наиболее выгодна, что неизменно приведет к развитию всех отраслей промышленности, социальной и других сфер жизни общества.



VI. Литература

1. И.Н.Герчикова. Международные экономические организации. // М: "Консалтинг" – 2000.

2. О.Н.Дунаев, Т.В.Кулакова. Особенности развития России в свете присоединения к ВТО. // Российский внешнеэкономический вестник – 2007 - №8

3. Мировая экономика.: Учеб. пособие для вузов. // Под ред. проф. И.П.Николаевой. - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

4. Мировая экономика.: Учеб. Пособие. // Под ред. А.К. Корольчука, С.П.     Гурко. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2001

5. Е.С.Новожилова. Что сулит ВТО. // НЭГ – 2005 - № 16

6. А.А.Пахомов. Тарифные переговоры в рамках присоединения России к ВТО. // Внешняя торговля – 2005 - № 2

7.  Правовая система ВТО, положения по ТРИПС. // Вестник экономики  - 2005 - № 14

8. Россия и проблемы ее присоединения к ВТО. // Российский внешнеэкономический вестник – 2006 - № 1

9. М.Рубченко. Россия и ВТО. // "Эксперт" – 12 ноября 2006 г. - № 41

10. А.В.Трусенев, А.Н.Захаров. Россия почти в ВТО: преимущества и некоторые важные проблемы для эффективного участия. // Российский внешнеэкономический вестник – 2006 - № 11

11.  Информационные сайты www. wto.ru & www.wto.org.

 

 

Приложение

Приложение 1А:
Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Наименование соглашения Краткое описание
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947. Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
Соглашение по сельскому хозяйству. Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.
Соглашение по текстилю и одежде. Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля
Соглашение по техническим барьерам в торговле. Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров
Соглашение по предотгрузочной инспекции. Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций
Соглашение по правилам происхождения. Определяет принципы происхождения товаров
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу
Соглашение по защитным мерам. Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту

Приложение 1В:
Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Приложение 1С:
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Приложение 2:
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО

Приложение 3:
Механизм обзоров торговой политики

Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Приложение 4:
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

· Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)

· Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд)

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: