Глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Эльвира Набиуллина призвала Европейский союз (ЕС) поддержать заявку России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку это необходимое условие для увеличения торгового оборота между Россией и ЕС. Но Россия не будет беспрекословно принимать условия всех стран ради вступления во Всемирную торговую организацию. Такое заявление Э. Набиуллина сделала в преддверии саммита Россия - ЕС, который состоялся в Лиссабоне 26 октября 2007 г. Вместе с тем руководитель МЭРТ отметила, что затянувшееся обсуждение условий присоединения к Всемирной торговой организации приносит российским компаниям убытки в виде упущенной выгоды. Характеризуя сотрудничество с ЕС, Эльвира Набиуллина заявила, что "Европа была и остается стратегическим партнером России". Министр подчеркнула, что для завершения переговоров необходимо проявить политическую волю.
Между тем, согласно недавно заявлениям представителей пресс-службы МЭРТ, новые раунды переговоров с Саудовской Аравией и Грузией о вступлении России в ВТО пройдут через 2-3 недели. При этом в ходе переговоров с Саудовской Аравией, проведенных недавно в Женеве, удалось достичь договоренности по вопросу пошлин на сельскохозяйственную продукцию. А вот последние переговоры с Грузией, состоявшиеся 19 октября 2007 г., закончились безрезультатно – так же как и переговоры, проведенные 31 мая с.г.
|
|
На сегодняшний день для присоединения к ВТО России осталось провести переговоры только с двумя указанными странами.
Россия уже провела переговоры примерно с 60 странами - членами ВТО и получила их поддержку. В Женеве 22 октября 2007 г. начались консультации рабочей группы по обсуждению пяти новых разделов доклада по вхождению РФ в ВТО, в том числе вопросов таможенного администрирования. Консультации будут проходить до конца октября.
В целом Россия рассчитывает завершить обсуждение доклада рабочей группы о присоединении РФ к ВТО в ноябре. Как ранее заявлял директор департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максим Медведков, по наиболее сложным вопросам – техническому регулированию, сельскому хозяйству и фитосанитарным мерам – вряд ли удастся достичь договоренности в октябре, и семь разделов доклада планируется рассмотреть в следующем месяце. Всего в докладе 49 разделов, и кроме упомянутых 12, все они согласованы.
По данным министерства, экономика РФ динамично развивается. По итогам 2007 года рост ВВП России должен составить 7,3%. "Прирост инвестиций в январе-сентябре 2007 года достиг 21,2%, что в два раза выше темпов 2006 года. Лидерами промышленного роста стали не предприятия ТЭК, а компании обрабатывающей, строительной, пищевой промышленности", - сообщила Набиуллина.
|
|
Важнейшей задачей России глава МЭРТ считает диверсификацию экспорта. В то же время министр считает, что РФ относится к открытым странам, поскольку доля внешней торговли в ВВП страны составляет пятьдесят процентов.
Евросоюз согласился расширить квоты на импорт из России отдельных видов стали и стальной продукции на 2008-2009 годы. Квота с 2,2 млн тонн в 2007 году увеличивается до 2,9 млн тонн в 2008 году, до 3,03 млн тонн – в 2009 году и будет отменена при вступлении России во Всемирную торговую организацию. В России металлурги не ожидали от ЕС облегчения барьеров – впрочем, оставшиеся ограничения позволяют им строить лишь тактические, но не стратегические планы в ЕС.
В рамках саммита Россия – ЕС в Португалии было подписано новое торговое соглашение, расширяющее возможности уже в 2008 году поставлять из России в Евросоюз широкий круг стальной продукции. Действующая на 2007 год квота на сталь, экспортируемую в ЕС из России, торговым соглашением сроком действия на два года увеличивается до 2,9 млн тонн в 2008 году, до 3,03 млн тонн – в 2009 году. Торговое соглашение сохраняет принципы, действовавшие с 2005 года, согласно которым внутри "автономной квоты" ограничивается перераспределение разных видов стальной продукции. Тем не менее, новая квота на 15% выше прошлогодней, к тому же ЕС подтвердил, что стальные квоты будут немедленно отменены после вступления России в ВТО без дополнительных условий.
Экспорт сталелитейной продукции в Евросоюз из России ограничивался с 2002 года. ЕС ввел квотные ограничения на импорт любой стали, будучи спровоцирован США – там были введены импортные пошлины на 15-30%. До 2005 года между РФ и ЕС действовало соглашение "Об экспорте отдельных видов металлопродукции" – оно резко ограничивало возможности российского экспорта на уровне нескольких процентов общероссийского производства, пересматривая квоту раз в год. В 2005 году департамент торговых переговоров МЭРТа подготовил соглашение о постоянно действующем механизме роста квоты. Но в 2006 году соглашение из-за проблем с согласованием парафированного документа странами ЕС не состоялось – России была сохранена "автономная квота" на экспорт стали и продукции из нее в ЕС на уровне 2,2 млн тонн. И лишь сейчас главе МЭРТа Эльвире Набиуллиной удалось подписать новое соглашение с ЕС на два года.
Отметим, что наличие ограничений на экспорт в ЕС стальной продукции (речь идет, в том числе, и о технологических трубах, легированной стали, канатах, отдельных видах сортового проката и т. д.) вызвало волну интереса крупнейших российских компаний к предприятиям более высоких переделов в Европе – поставки полуфабрикатов ЕС ограничивает в меньшей степени. Тем не менее, ситуация 2006 года, когда ЕС де-факто затянул подписание нового соглашения, делало ситуацию с квотами на 2008-2009 год еще более неопределенной, чем раньше.
Крупнейшие российские производители с начала 2000-х уже переориентировали собственный экспорт на страны Юго-Восточной Азии и быстрого возврата на рынок ЕС не готовили. Тем не менее, ЕС вернулся к стальному соглашению – судя по всему, столкнувшись с существенным ростом цен предложения стальной продукции из Китая и других азиатских стран. Кроме того, в 2007 году продолжается, хотя и в менее существенных размерах, чем ранее, рост цен по значительной части позиций на рынке металлопродукции в Европе. За время существования стальных квот расширился импорт металлопродукции самой Россией, в том числе и из ЕС, а также вырос спрос на российскую сталь на внутреннем рынке. Поэтому для российских компаний, для которых стратегического расширения возможностей новые квоты на рынке Евросоюза не несут, новое соглашение с ЕС стало неожиданностью – этот вопрос явно не был приоритетным.
В любом случае ключевым вопросом остается вступление России в ВТО. Снятие ЕС квот в этом случае позволит формировать стратегические, а не тактические позиции на европейском рынке.
|
|
V. Заключение.
Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.
Сегодня все больше осознается необходимость вступления России во Всемирную торговую организацию.
Полноправное участие в ВТО предполагает принятие нормативно-правовой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Как уже показал опыт, международное право способствует промышленному росту по средствам увеличения внешнеторгового оборота. Став полноправным членом ВТО, Россия сможет значительно увеличить доступ к рынкам других стран-членов ВТО, будет иметь право защищать свои интересы, будет пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и т.д.
В данной курсовой работе были отмечены и «плюсы» и «минусы» от вхождения России во Всемирную торговую организацию. Никто не говорит, что процесс вхождения в эту многостороннюю систему будет быстрым и безболезненным, но те выгоды, которые получит Россия от вступления в ВТО, покроют возможные издержки. И, наконец, Россия сможет проводить ту торговую политику, которая ей наиболее выгодна, что неизменно приведет к развитию всех отраслей промышленности, социальной и других сфер жизни общества.
|
|
VI. Литература
1. И.Н.Герчикова. Международные экономические организации. // М: "Консалтинг" – 2000.
2. О.Н.Дунаев, Т.В.Кулакова. Особенности развития России в свете присоединения к ВТО. // Российский внешнеэкономический вестник – 2007 - №8
3. Мировая экономика.: Учеб. пособие для вузов. // Под ред. проф. И.П.Николаевой. - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
4. Мировая экономика.: Учеб. Пособие. // Под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2001
5. Е.С.Новожилова. Что сулит ВТО. // НЭГ – 2005 - № 16
6. А.А.Пахомов. Тарифные переговоры в рамках присоединения России к ВТО. // Внешняя торговля – 2005 - № 2
7. Правовая система ВТО, положения по ТРИПС. // Вестник экономики - 2005 - № 14
8. Россия и проблемы ее присоединения к ВТО. // Российский внешнеэкономический вестник – 2006 - № 1
9. М.Рубченко. Россия и ВТО. // "Эксперт" – 12 ноября 2006 г. - № 41
10. А.В.Трусенев, А.Н.Захаров. Россия почти в ВТО: преимущества и некоторые важные проблемы для эффективного участия. // Российский внешнеэкономический вестник – 2006 - № 11
11. Информационные сайты www. wto.ru & www.wto.org.
Приложение
Приложение 1А:
Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Наименование соглашения | Краткое описание |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947. | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Соглашение по сельскому хозяйству. | Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе. |
Соглашение по текстилю и одежде. | Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. | Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля |
Соглашение по техническим барьерам в торговле. | Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. | Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). | Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров |
Соглашение по предотгрузочной инспекции. | Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций |
Соглашение по правилам происхождения. | Определяет принципы происхождения товаров |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. | Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. | Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием |
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу |
Соглашение по защитным мерам. | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту |
Приложение 1В:
Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере
Приложение 1С:
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности
Приложение 2:
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО
Приложение 3:
Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО
Приложение 4:
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения
· Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)
· Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд)