2.1. Планирование генерального бюджета
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования генерального бюджета организации, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, бюджетные или средства инвестора). Результаты расчетов находят свое отражение в долгосрочных и стратегических планах предприятия.
Таким образом, стремление научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством российских предприятий сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.
В странах с рыночной экономикой формирование бюджета как одного из важнейших инструментов внутрифирменного планирования прошло долгий и сложный путь развития. На сегодняшний день бюджетирование представляет собой целостную систему, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля его исполнения на всех стадиях. В России после отхода от централизованного планирования каждое предприятие разрабатывает свой бюджет самостоятельно. Западный опыт внутрифирменного планирования очень богатый, но специфика отечественных экономических условий требует корректировки методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий.
. Основными этапамиметодики формирования генерального бюджета являются:
· анализ существующей системы учета, планирования, документооборота;
· разработка экономических моделей, определяющих основные пути закономерного развития предприятия;
· формирование технологии составления бюджета;
· анализ и апробация механизма бюджетирования в условиях промышленного предприятия;
· распределение обязанностей по подготовке документооборота для составления бюджета между структурными подразделениями и конкретными исполнителями, определение форматов представляемых документов и сроков их подготовки;
· разработка сводного бюджета предприятия на основе предоставленной информации и результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом поставленных целей развития;
· разработка методики контроля исполнения бюджета, процедур текущих корректировок бюджета при изменениях внешних и внутренних условий.
· Формирование бюджета основывается на методе гибкого развития предприятия, который дает основные теоретические и методологические подходы к диагностике и планированию деятельности предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.
В настоящее время генеральный бюджет компании представляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.
Данная система не только содействует повышению эффективности работы организации, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и позволяет:
v выявить и проконтролировать все финансовые потоки организации;
v эффективнее управлять затратами на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;
v оптимизировать налогообложение;
v управлять документооборотом внутри организации;
v осуществлять контроль эффективной работы подразделений и их руководителей на всех стадиях реализации бюджета.
Формирование бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей взаимодействие “верхов” и “низов”. Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование “снизу” и составление бюджета “сверху” представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.
В связи с тем, что формирование проекта бюджета осуществляется в условиях нестабильности и неполноты информационных потоков с целью повышения обоснованности расчетов экономической службой компании для определения основных показателей деятельности предприятия, с учетом присущих для них особенностей разработаны методические материалы по расчету оптимального уровня кредитной массы и эффективности привлечения средств; расчету оборотных средств; определению финансового результата работы предприятия; расчету базовых (нормативных) показателей, используемых при анализе рентабельности продаж; расчету оборачиваемости активов и рентабельности активов; расчету амортизационных отчислений.
2.2. Разработка бюджета
Разработка бюджета включает в себя четыре основные этапа (рис. 2.1):
Ø постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
анализ и обобщение собранной информации, расчет научно-обоснованных показателей экономической деятельности предприятия, формирование проекта бюджета; При сборе исходной информации предусматривается ответственность структурных подразделений по предоставлению информации с целью взаимоувязки показателей.
Ø Бюджет состоит из двух разделов: “Доходы” и “Расходы”. Статья “Доходы” состоит из доходов от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках. Для большинства промышленных предприятий именно этот вид дохода имеет наибольший удельный вес.
Ø оценка проекта бюджета; утверждение бюджета. 
Рис. 2.1 - Схема разработки и реализации бюджета
Он включает в себя:
Ø доход, полученный в планируемом периоде за продукцию, ранее отгруженную, но не оплаченную (дебиторская задолженность);
Ø доход, полученный за оплаченную готовую продукцию, отгружаемую в планируемом периоде со склада готовой продукции в соответствии c заключенными контрактами;
Ø доход, полученный за оплаченную в планируемом периоде готовую продукцию, изготовленную по плану производства и отгруженную в соответствии с заключенными контрактами.
Объем реализованной продукции определяется в разрезе у.е., включая прочие работы и услуги, производимые в соответствии с заключенными договорами.
Прочая реализация включает доходы от реализации оборудования, транспортных средств, недвижимости, прочего имущества предприятия, доходы, получаемые от участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, проценты по вкладам, облигациям, векселям и т.п.
Отличительной чертой данной модели бюджетирования является обоснование объемов кредитов. С одной стороны, согласно теории гибкого развития привлечение кредитов позволяет влиять на рентабельность собственных активов, основываясь на теории эффекта финансового рычага. С другой стороны, заемные средства восполняют недостаток средств от реализации продукции в определенные сроки планируемого периода. В связи с этим модель бюджетирования предусматривает в рамках кредитной политики предприятия разработку нескольких вариантов привлечения средств, по которым рассчитываются:
- необходимая кредитная масса и число кредитов;
- сроки получения и погашения кредитов;
- сумма, сроки и источники (себестоимость или прибыль) выплаты процентов и погашения кредитов.
Слишком большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия, а слишком малый объем заемных средств не позволяет предприятию развиваться. Поэтому при формировании проекта бюджета предусматривается проведение анализа эффективности использования привлекаемых средств на основании данных отчетного и планового периодов согласно разработанного на предприятии научно-обоснованного порядка расчета оптимального и предельно допустимого уровней кредитной массы. Для этого службами предприятия проводится расчет рентабельности активов на основе оптимизации уровня финансового рычага. Допустимый уровень финансового рычага определяется тем, что цена заемных средств не должна превышать цену собственных средств.
Оптимальный и предельно допустимый уровни кредитной массы определяются путем многократного перебора вариантов с постепенным приближением к оптимальной величине. Для их поиска в разработанной системе бюджетирования предусматриваются специальные схемы и алгоритмы. При этом рассчитываются финансовые издержки по обслуживанию кредитов предприятия, показатель эффекта финансового рычага (ЭФР). При отрицательном значении показателя ЭФР предприятию следует отказаться от привлечения заемных средств в планируемом периоде и рассмотреть варианты альтернативного финансирования.
Одним из таких вариантов, относимых в системе бюджетирования к прочим источникам доходов, могут служить средства, привлеченные за счет государственного бюджета, местного бюджета, внебюджетных фондов, бюджета программ Международного сотрудничества, хозяйственных договоров, заключенных с другими организациями, предприятиями. Размер этих поступлений определяется по итогам участия в конкурсных программах после заключения конструкторско-технологической службой предприятия договоров с фондодержателями.
Вторым разделом бюджета являются “Расходы”. Одной из основных статей расходов являются “Затраты на производство”. Определение объемов финансирования по данной статье осуществляется в соответствии с разработанной экономической моделью, включающей в себя расчеты затрат основных и вспомогательных производств по цеховой себестоимости, общехозяйственных и коммерческих расходов, распределения накладных расходов. Себестоимость товарной продукции определяется исходя из установленного экономической службой плана производства, цен на материалы, полуфабрикаты и комплектующие, топливно-энергетических расходов, расходов на заработную плату, расходов на обслуживание производственного процесса, обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, содержание и эксплуатацию средств природы.
Затраты на производство товарной продукции рассчитываются исходя из себестоимости товарного выпуска по предприятию и изменения (прирост или снижение) незавершенного производства по изделиям в разрезе у.е. согласно разработанным в компании методическим материалам. Объем производства в натуральных единицах (шт.) рассчитывается следующим образом:
Бюджет производства = бюджет продаж + прогнозируемый запас готовой продукции на конецгода - Запас готовой продукции на начало периода.
Сумма оборотных средств по незавершенному производству может быть фактическая, т.е. по состоянию на определенную дату и расчетная (нормативная). Кроме этого для повышения достоверности расчетов необходимо учитывать особенности формирования оборотных средств на конкретном предприятии, а также влияние внешних факторов. Примером определения такого влияния может служить расчет инфляционных ожиданий. К возмущениям со стороны внешних источников для предприятия можно отнести и требования поставщиков о закупках материалов определенными партиями, часто превышающими нормативные потребности предприятия. В связи с влиянием указанных факторов необходимо корректировать нормативы на коэффициенты инфляции и партионности, применение которых снижает риск ошибки при формировании расходов бюджета.
Общехозяйственные (управленческие) расходы - это расходы на содержание работников аппарата управления и прочего общезаводского персонала предприятия, транспортное обслуживание их деятельности; эксплуатационные расходы по содержанию зданий, сооружений, оборудования, инвентаря общезаводского назначения; командировочные расходы; расходы на содержание охраны, на подготовку кадров, на охрану труда; расходы по оплате консультационных, информационных, аудиторских, банковских услуг, услуг других сторонних организаций; отчисления во внебюджетные фонды; установленные законодательством налоги, сборы и другие обязательные платежи.
Коммерческие (внепроизводственные) расходы — это расходы по сбыту продукции (упаковка, хранение, транспортировка до станции или порта отправления и погрузка, если это включено в условия поставки), представительские и рекламные расходы.
Общая потребность в средствах на выпуск установленного объема товарной продукции рассчитывается с учетом оборотных средств, имеющихся на начало периода и запланированных на его конец.
Следующим шагом является расчет результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия без учета налогообложения, что позволяет сократить сроки прогнозирования платежей в бюджеты всех уровней и, соответственно, уменьшить до минимума издержки, связанные с возможными в этой части ошибками.
К обязательным платежам, отражаемым в бюджете предприятия, относятся проценты по кредитам, штрафные санкции, пени, дивиденды и проценты по облигациям, выплачиваемые в планируемом периоде, погашение кредиторской задолженности.
Расчет сроков и сумм выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов проводится на основе кредитных договоров с банками. При этом учитываются возможности получения новых кредитов в планируемом периоде и сроки погашения ранее полученных. Инструменты, используемые рассматриваемой технологией бюджетирования, позволяют в сжатые сроки провести вариантный анализ привлечения “горячих кредитов” c учетом различных ситуаций развития конъюнктуры рынка и внутренних возможностей предприятия.
Возврат кредитов и процентов за пользование кредитами, полученными предприятием на неотложные нужды, относятся на себестоимость продукции; источником возврата кредитов, полученных на другие цели, является прибыль предприятия с учетом действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ и ставки налога на прибыль.
Общая сумма штрафных санкций складывается из сумм, начисленных за несвоевременную уплату предприятием налогов в бюджет, взносов во внебюджетные фонды, за нарушение сроков перечисления процентов за пользование кредитами банков, а также штрафов и пеней за различные нарушения.
Согласно устава предприятия в бюджете резервируется величина денежных средств, необходимых для выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям за прошедший период (если такой резерв не был ранее создан) и средств на выплату дивидендов и процентов на планируемый период на основе прогнозируемой прибыли.
Бухгалтерией предприятия предоставляется информация о наличии кредиторской задолженности по поставщикам и подрядчикам, которая анализируется и, учитывая финансовое состояние предприятия, по разработанной методике определяется возможность и сроки ее погашения в бюджете компании.
Капитальные вложения предприятия и расходы на НИОКР и освоение, также нашли свое отражение в рассматриваемом бюджете. Прогнозируемая величина капитальных вложений определяется исходя из потребности предприятия в капитальных затратах в планируемом периоде, которая рассчитывается в соответствии с теорией гибкости. При этом учитывается размер амортизационного фонда и величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Для взаимоувязки указанных показателей методикой предусмотрен анализ капитальных затрат с учетом первоочередности и фактора времени.
При определении величины расходов на приобретение оборудования рекомендуется использовать разработанный на предприятии классификатор оборудования. Соответствие указанного классификатора аналогичному действующему классификатору деталей изделия позволяет уже на этапе предварительного обоснования нового проекта с высокой точностью и достоверностью определить потребность организации в новом оборудовании.
Анализируя структуру этих расходов, учитывая финансовое состояние предприятия и возможности альтернативного финансирования (дотации государственного и местного бюджетов, средства из внебюджетных фондов), определяется возможность выделения средств на эти цели.
По результатам анализа затрат на содержание и развитие социальной сферы за прошедший период и, учитывая прогнозируемую прибыль предприятия и льготы, установленные на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, рассчитывается возможная величина средств на покрытие расходов на планируемый период. На основе стратегического плана развития предприятия составляется смета на подготовку и переподготовку кадров, расходы по которой в соответствии с финансовыми возможностями вносятся в бюджет предприятия на планируемый период.
В бюджет предприятия включается сумма средств, направляемая на поощрения и социальные льготы из фонда потребления, исходя из величины планируемой прибыли и сметы на предстоящие в планируемом периоде расходы на поощрения и социальные льготы, в соответствии с разработанным на предприятии Положениями.
Представительские расходы и величина прочих расходов (уплаченные предприятием денежные средства за ведение реестра акционеров, госпошлина, списание дебиторской задолженности и другие) планируются на основе проведенного анализа выплаченных сумм в прошедшем периоде.
При составлении бюджета предприятия предусмотрено согласование источников получения доходов и статей расходов. Прибыль, полученная от реализации продукции, и амортизационный фонд, сформированный от начисления износа зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, являются целевыми источниками финансирования.
При разработке бюджета проводятся расчеты по прибыли предприятия, т.е. определяется налогооблагаемая прибыль, размер налога на прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, и производится плановое распределение прибыли по фондам.
Далее на этапе формирования бюджета разрабатываются задачи минимизации налогов, начисляемых в федеральный и местный бюджеты.
К величине начисленного износа предъявляются два, противоречащих друг другу требования: с одной стороны, необходимо ее увеличивать, чтобы покрыть в полной мере расходы предприятия на капитальные вложения, с другой стороны, необходимо эту величину снижать, чтобы обеспечить конкурентоспособный спрос на производимую продукцию за счет снижения себестоимости, — при формировании бюджета встает задача выбора соответствующей амортизационной политики.
Проводимая предприятием амортизационная политика должна учитывать следующие аспекты формирования бюджета:
- обеспечение конкурентоспособности изделия;
- создание фонда на обновление и реконструкцию основных фондов;
- своевременность замены оборудования.
Управленческие решения по реализации сформулированных проблем принимаются на основе результатов, полученных при проведении расчетов по разработанным в компании научно-обоснованным принципам определения амортизационных начислений, учитывающим кроме указанных аспектов и льготы на прибыль. Это позволяет решить вопрос о необходимости применения консервации (расконсервации) имущества, а, следовательно, увеличить или уменьшить планируемую величину амортизационного фонда.
Кроме того, предприятие может применить метод замедленной амортизации или произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущество, а, следовательно, на уровень внереализационных расходов и налогооблагаемую прибыль предприятия. Однако, снижение стоимости основных фондов в результате переоценки или использование понижающих коэффициентов к амортизационным отчислениям влечет снижение себестоимости продукции, что приводит к росту суммы налога на прибыль.
Таким образом, применение на предприятии амортизационной политики, проводимой согласно разработанным методическим материалам, позволяет определить оптимальный размер амортизационного фонда, с одной стороны, достаточного для покрытия капитальных затрат предприятия, с другой стороны, не приводящего к убыточности производимой продукции.
С учетом всех перечисленных факторов сверстывается итоговая форма бюджета предприятия. Следующим шагом является корректировка остатков (+) или дефицита (-) средств в бюджете в соответствии с рисками получения денежных средств. Первая группа рисков — это общеэкономические риски, связанные с экономическим и политическим состоянием страны. Сюда входит вероятность жестких правительственных мер, которые могут вызвать изменения финансово-экономической деятельности предприятия, налоговая политика, развитие неконтролируемых инфляционных процессов. Вторая группа рисков — коммерческие риски, т.е. риски, связанные непосредственно с объектом: это отсутствие прибыли у предприятия, невыполнение обязательств поставщиками, несвоевременная оплата продукции потребителями, перерасход денег, выплата штрафов, уплата дополнительных налогов и сборов, недополучение и неполучение средств из запланированных источников, уменьшение выручки от снижения цен и т.д.
По итогам сформированного бюджета для увеличения наглядности сопоставления планируемых доходов и расходов в процессе формирования бюджета заполняется матрица, позволяющая выявить остаток или дефицит денежных средств, проанализировать расходы по статьям затрат, их очередности, а также наметить мероприятия по снижению затрат с учетом их важности для поставленной предприятием цели и рассчитать эффективность этих мероприятий. Сводный бюджет проходит согласование со службами предприятия, участвующими в его формировании, после чего он предоставляется на рассмотрение правления и на утверждение Совету директоров.
Следующей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия является процесс регулирования, т.е. разработка детального плана реализации бюджета, подготовка приказов и распоряжений по его выполнению, а также внесение дополнений и изменений в ранее принятые приказы и распоряжения. На основании утвержденного руководством предприятия бюджета строятся ежемесячные планы доходов и расходов, которые утверждаются директором предприятия и являются обязательными для исполнения всеми службами. Через эти планы осуществляется управление затратами на предприятии, а значит обеспечивается достижение необходимого уровня экономических показателей (объем продаж, чистая прибыль, рентабельность активов, норма прибыли на обновление), без чего невозможно гибкое развитие предприятия.
Контроллинг является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроллинг в экономическом смысле — это наблюдение и управление. Но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможно без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроллинг содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению. Задачи контроллинга состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.
Части доходов, так и расходов, проведение анализа выявленных отклонений от запланированных показателей.
Контроллинг исполнения бюджета предприятия осуществляется посредством сопоставления плановых показателей с фактическими. Плановые показатели сравнивают с фактическими на протяжении всего финансового года и после его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета. В целях выявления отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете на предприятии осуществляется оперативный и периодический контроллинг финансово-хозяйственной деятельности. Оперативный контроллинг достигается посредством запроса необходимой информации от подразделений предприятия и направлен на скорейшее выявление изменений жизненно важных показателей деятельности предприятия (объем реализации, прибыль). Оперативный контроллинг осуществляется на основе ежемесячных планов доходов и расходов, которые разрабатываются на основе утвержденного бюджета предприятия на год с конкретизацией основных статей.
Для эффективного управления организацией ежеквартально составляется прогноз выполнения бюджета, чтобы информировать руководство в течение финансового года о том, какое воздействие оказывают последние события, не предусмотренные бюджетом, на ключевые показатели. При необходимости, руководство предприятия принимает решения о корректировке годового бюджета предприятия по статьям в соответствии с создавшейся ситуацией.
Таким образом, бюджетный метод, основанный на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов управления предприятием. И его применение эффективно во многих областях управления:
v в области управления затратами этот метод способствует более экономичному расходованию средств производства, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивает контроль расходов в зависимости от той определенной цели, для которой они производятся, в соответствии с полученными от руководства разрешениями;
v в области общей стратегии развития предприятия этот метод является средством количественной оценки деятельности, независимой от эмоционального восприятия руководителей, непосредственно отвечающих за достижение поставленных целей, и сигнализирует руководству предприятия о неблагоприятных изменениях ситуации путем сообщения об отклонениях фактических результатов от прогнозных показателей.
Заключение
На основании изложенного можно заключить, что задача планирования деятельности организации, формирования бюджета и контроля за его исполнением является одной из важнейших в области управления предприятием. Для решения данной задачи необходимо большое количество финансовой, бухгалтерской и производственной информации. Бюджетирование - неотъемлемая часть краткосрочного (год или менее) и долгосрочного планирования. В любом случае выделяются такие стратегические аспекты, как ресурсы организации, поведение конкурентов и особенно текущий и проектируемый рыночный спрос. Количественное выражение планов, составленных после проведения стратегического анализа, и называется бюджетом.
В первой главе нами были рассмотрены основные теоретические аспекты процесса бюджетирования и установлено, что платформой для внедрения бюджетирования в организацию является управленческий учет - система учета фактических затрат и расчета экономических показателей бюджетирования - это планы, отклонения, нормативы, управленческий учет, управление по отклонениям. Здесь кроется один из ответов на вопрос, что нового по сравнению с планово–экономическим планированием содержит технология бюджетирования. Если говорить коротко, то это системный подход и формулирования внешних целей предприятия с помощью маркетингового анализа. В результате бюджетирования составляется комплексная система взаимоувязанных планов, обоснованная маркетинговыми прогнозами, - единая картина бизнес–процесса компании, на которой выделены зоны ответственности менеджеров подразделений. Результатом работы планово–экономического отдела был план производства, практически не согласованный с работой других подразделений и подчиненный плану по сбыту, составленному «от достигнутого» без применения методик маркетингового анализа. Составление генерального бюджета как раз исправляет этот недостаток и интегрирует в себе все основные аспекты планирования деятельности организации в целом.
Бюджеты включаются в большинство контрольных систем. Они побуждают планировать, вырабатывать контрольные критерии и улучшать и совершенствовать организацию производства.
Во второй главе курсовой работы мы рассмотрели современный взгляд на процесс бюджетирования, именно в аспекте разработки и планирования генерального бюджета.
Пример разработки бизнес-плана на ООО «Блок» показал основные моменты организации данной деятельности, раскрыл основные недостатки, которые имеют современные предприятия; дал возможность сделать выводы о том, что интегрированная система бюджетирования (планирования) действительно является основополагающим этапом в организации деятельности предприятия, успешного его функционирования и дальнейшего развития.
Эффект от организации процесса бюджетирования будет в том случае, если руководством будет проводится анализ фактически полученных результатов с запланированными, и на основании этого приниматься соответствующие управленческие решения.
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 570 с.
2. Васильева Л.С., Ряховский Д.И., Петровская М.В. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Издательство «Эксмо». – 2009. – 544 c.
3. Васильева Л.С., Ряховский Д.И., Управленческий учет. – М.: Издательство «Эксмо», 2009. – 397 с.
4. Воронова Е.Ю. Управленческий учет на предприятии: Учеб. пособие. – М.: ТК «Велби»; Проспект, 2006. – с. 232.
5.. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Магистр, 2008. – 574 с.
6. Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу. – М.: Издательство «ИНФРА-М», 2009. – 191 с.
7. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 350 с.
8. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 423 с.
9. Керимов В. Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 480 с.
10. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Издательство «ИНФРА-М». – 2006. – 368 с.
11. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учёт и бюджетирование. – М.: РАГС, 2007. – 332 с.
12. Шеремет А. Д., Николаева О. Е., Полякова С. И. Управленческий учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 429 с.
Практическая часть
Задача 2
Компания «Сирень» занимается производством мыла. Продукция проходит обработку в двух подразделениях: мыловаренный цех (А) и цех брикетирования (Б). Данные по мыловаренному цеху представлены в таблице 2.
Таблица 2
Информация о затратах, совершенных мыловаренным цехом
| Вид затрат | |
| 1. Незавершенное производство на 01.06.20ХХ, ед. | 10 000 |
| 2. Прямые затраты на материалы: | |
| - 100% готовности, тыс. руб. | 22 000 |
| 3. Добавленные затраты (прямые затраты на оплату труда и общепроизводственные расходы): | |
| - 20% готовности, тыс. руб. | 4 500 |
| 4. Итого на 01.06.20ХХ, тыс. руб. | 26 500 |
| 5. Изделия, начатые в июне, ед. | 100 000 |
| 6. Изделия, законченные в течение июня и оформленные как готовые, ед. | 80 000 |
| 7. Незавершенное производство на 30.06.20ХХ | найти |
| 8. Прямые затраты на материалы: | |
| - 100% готовности, тыс. руб. | |
| 9. Добавленные затраты: | |
| - 33,3% готовности | |
| 10. Затраты, произведенные в течение июня: | |
| - Прямые затраты на материалы, тыс. руб. | 198 000 |
| - Добавленные затраты, тыс. руб. | 158 400 |
Требуется:
1. Рассчитать количество эквивалентных изделий за месяц (условныхединиц готовой продукции), предположив, что организация использует метод средневзвешенной.
2. Определить затраты на одно эквивалентное изделие и в целом по мыловаренному подразделению за месяц. Произвести проверку произведенных расчетов.
Решение задачи 2
Этап I. Расчет потока физических единиц изделий.
Расчет производится по формуле:
К-во изделий К-во изделий К-во изделий, К-во изделий
в нач. + начатых в нач. - законченных = в конце
периода периода в периоде периода
| Незавершенное производство (НЗП) на 01 июня | 10 000 ед. |
| Изделия, начатые в апреле | 100 000 ед. |
| Итого единиц к расчету | 110 000 ед. |
| Изделия, законченные и оформленные как готовые в течение апреля | 80 000 ед. |
| НЗП на 30 июня | 30 000 ед. |
| Итого единиц к расчету | 110 000 ед. |
Этап II. Расчет потока эквивалентных изделий.
80 000 физических единиц были закончены обработкой и оформлены как готовые в течение июня. Это и 80 000 эквивалентных изделий по отношению как к прямым затратам на материалы, так и к конверсионным расходам.
30 000 единиц не законченных производством на конец месяца являются завершенными по отношению к материальным затратам, так как мате риалы уже списаны в производство со склада, однако они только на 33,3% готовы по отношению к добавленным затратам, поэтому количество эквивалентных изделий в этом случае равно:
30 000 х 33,3 %= 10 000 ед.
Общее количество эквивалентных изделий рассчитывается как количество эквивалентных изделий, законченных и оформленных как готовые, плюс количество эквивалентных изделий в незавершенном производстве на конец периода
|
| Физические изделия | % завершенности к добавленным затратам | Эквивалентные изделия | |
| Прямые затраты на материалы | Добавленные затраты | |||
| НЗП на 01 апреля | 10 000 | 20 | ||
| Изделия, начатые в апреле | 100 000 | |||
| Итого изделий к расчету | 110 000 | |||
| Изделия, закон-ченные и оформлен-ные как готовые в течение апреля | 80 000 | 100 | 80 000 | 80 000 |
| НЗП на 30 апреля | 30 000 | 33,3 | 30 000 | 10 000 |
| Итого изделий к расчету | 110 000 | |||
| Всего эквива-лентных изделий | 110 000 | 90 000 | ||
Этап III. Расчет затрат на эквивалентное изделие.
| Прямые затраты на материалы, тыс. руб. | Добавленные затраты, тыс. руб. | Итого, тыс. руб. | |
| НЗП на 01 июня | 22 000 | 4 500 | 26 500 |
| Затраты на одно эквивалентное изделие | 22 000/10 000 = 2,2 | Не пересчитывается, т.к. неизвестно, будут ли завершены в апреле или останутся в НЗП 33% готовности | |
| Затраты в течение июня | 198 000 | 158 400 | 356 400 |
| Всего затрат | 22 000 + 198 000 = 220 000 | 4 500 + 158 400 = 162 900 | 382 900 |
| Число эквивалентных изделий за июнь | 100 000 | 80 000 + 0,33*30 000 = = 90 000 | |
| Затраты на одно эквивалентное изделие в апреле | 198 000/ 100 000 = =1,98 | 162 900/ 90 000 = 1,81 | |
| Всего эквивалентных изделий | 110 000 | 90 000 |
Этот этап заключается в расчете затрат на эквивалентное изделие, при этом затраты прямых материалов в расчете на одно эквивалентное изделие определяются делением общей суммы затрат по прямым материалам, включая затраты на начало периода, и затраты, произведенные в течение периода, на общее количество эквивалентных изделий.
Поскольку количество изделий в незавершенном производстве на начало месяца (1 апреля) соответствует 10 000, а сумма затрат - 22 000 тыс. руб., то затраты на эквивалентное изделие составят:
22 000 / 10 000 = 2,2 тыс. руб.
Эти затраты произведены в мае. В апреле в производство запущены 100 000 физических единиц. Для их изготовления использованы материалы на сумму 198 000 тыс. руб. Следовательно, затраты по материалам в расчете на одно эквивалентное изделие в апреле составляют:
198 000 тыс. руб. / 100 000 = 1,98 тыс. руб. Затраты по материалам, определенные по методу средневзвешенной:
2,2 х 10 000 / (10 000 + 100 000) + 1,98 х 100 000 / (10 000 + 100 000) = = 220 000/ 110 000 = 2 тыс. руб.
Производится расчет по добавленным затратам:
(4 500 + 158 400)/90 000 = 1,81 тыс. руб.
Полная себестоимость единицы эквивалентного изделия составит:
2 тыс. руб. + 1,81 тыс. руб. = 3,81 тыс. руб.
Этап IV. Анализ общих затрат.
Теперь становится возможным закончить попроцессное калькулирование, определив затраты по законченным в течение месяца изделиям и по незавершенному производству. В заключение сделаем проверку, чтобы убедиться, что затраты по законченным изделиям и находящимся в заделе совпадают с общей суммой затрат к расчету, определенной на этапе III.
Затраты по изделиям, законченным производством и оформленным как готовые:
80 000 х (2 + 1,81) = 304 800 тыс. руб.
Затраты по изделиям, остающимся в незавершенном производстве на 30 июня:
- затраты на материалы: 30 000 х 2 тыс. руб. = 60 000 тыс. руб.
- добавленные затраты: 10 000 х 1,81 тыс. руб. = 18 100 тыс. руб.
Итого затраты по изделиям, остающимся в незавершенном производстве на 30 июня:
60 000 тыс. руб. + 18 100 тыс. руб. = 78 100 тыс. руб.
| Проверка: - затраты по законченным изделиям - затраты по изделиям, остающимся в незавершенном производстве на 30 апреля Всего затрат к расчету | 304 800 тыс. руб. 78 100 тыс. руб. 382 900 тыс. руб. |






