Начало разработки проекта: участники, маршрут

Вследствие увеличения спроса на газ и снижения объемов собственной газодобычи Европа нуждается в дополнительном импорте газа и, соответственно, в дополнительных газотранспортных мощностях. Компании ОАО «Газпром», «E.ON Ruhrgas AG», «BASF SE/Wintershall Holding AG» и «N.V. Nederlandse Gasunie» построят морской газопровод «Nord Stream1», который станет новым маршрутом поставок газа в Европу. Это позволит напрямую соединить Западную Европу с крупнейшими российскими газовыми месторождениями. «Северный поток» соединит российское побережье Балтийского моря в районе Выборга с балтийским побережьем Германии в районе Грайфсвальда, откуда по европейской газотранспортной сети природный газ будет доставляться на важнейшие европейские рынки Германии, Дании, Великобритании, Нидерландов, Бельгии, Франции, Чехии и других стран.

       Газопровод «Nord Stream» протяженностью 1223км будет состоять из двух параллельных линий. На первом этапе планируется строительство первой линии с пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м природного газа в год. Вторая линия, которая будет введена в эксплуатацию в 2012 году, увеличит пропускную способность газопровода до 55 млрд. куб. м. Внешний диаметр труб составит 1153мм, рабочее давление - до 220 бар. Газопровод будет сооружен без промежуточной компрессорной станции.

Строительство газопровода начнется в 2010 году, после получения всех необходимых разрешений. В распоряжении компании «Nord Stream» уже имеются все необходимые технические ресурсы для строительства первой линии газопровода. Высококачественные стальные трубы поставляются немецкой компанией EUROPIPE (75% труб) и российской компанией ОМК (25% труб); контракт на трубоукладку подписан с итальянской компанией Saipem, которая также ответственна за разработку подробного инженерного проекта[48].

Суммарные инвестиции в проект «Северный поток» составят около 7,4 млрд. евро. Бюджет сформирован на основании оценки стоимости расходов на поставку труб, логистику и укладку газопровода, поскольку именно эти работы являются основными факторами, влияющими на стоимость строительства подобных объектов. В финансировании проекта участвуют акционеры «Nord Stream», которые внесут около 30% необходимых средств. Доля акционеров в финансировании будет пропорциональна доле их участия в компании: ОАО «Газпром» – 51%, «E.ON Ruhrgas» и «BASF/Wintershall» – по 20%, «Nederlandse Gasunie» – 9%. Около 70% средств будет получено из внешних источников на условиях проектного финансирования[49].

Специалисты компании «Nord Stream» обладают обширным опытом в области строительства и эксплуатации газопроводных сетей. В сочетании с передовыми методами работы компаний-акционеров это гарантирует наилучшие технические решения.

• «Газпром» эксплуатирует газопроводную сеть протяженностью 156 000 км и имеет недавний опыт строительства газопровода «Голубой поток» длиной 386 км на глубине более 2 000 м в сложных условиях Черного моря.

• «BASF/Wintershall» осуществляет проекты по соединению морских платформ с сухопутными трубопроводными сетями в Северном море, а также морские трубопроводные проекты в Аргентине и Северной Африке, включая недавний проект газопровода в экологически чувствительном районе Ваттенмеер (Северное море).

• «E.ON Ruhrgas» эксплуатирует высокоэффективную транспортную систему в Центральной Европе общей протяженностью 11 280 км и является акционером компаний, осуществляющих строительство и эксплуатацию важнейших европейских морских трубопроводов в Северном море – таких, как Interconnector, BBL и SEAL.

• «Gasunie» имеет более чем 40-летний опыт строительства и эксплуатации газопроводов – например, построенного в 2006 году газопровода BBL, 230км которого проходят дну Северного моря. Все вышеперечисленные проекты соответствуют высочайшим стандартам безопасности и охраны окружающей среды[50].

Решение о строительстве морского газопровода принято на основе результатов многолетнего комплексного анализа технических, экологических, экономических аспектов, а также факторов обеспечения безопасности энергопоставок. В ходе исследований 1997-1999 гг. рассматривалось несколько вариантов альтернативных маршрутов.

Маршрут через Балтийское море определен как наиболее оптимальный для транспортировки газа с крупнейших мировых месторождений в Западную Европу. Наземный маршрут потребовал бы строительства компрессорных станций через каждые 100-200км, в то время как газопровод будет работать без промежуточных компрессорных станций, что позволит сократить операционные расходы и вредные выбросы. Множество существующих в мире подводных газопроводов свидетельствуют, что такие системы являются признанной альтернативой наземным газопроводам.

В целом маршрут газопровода представляет собой прямую линию, но при этом скорректирован в экологически чувствительных или запретных зонах; в местах прохождения важных судоходных маршрутов и в других особых зонах, служащих экономическим или рекреационным целям. Кроме того, маршрут «Северного потока» не будет пересекать места захоронения боеприпасов. Дно Балтийского моря в районе «Nord Stream» тщательно исследовано при подготовке к укладке газопровода[51].

21-22 августа 2007 г в Берлине состоялась очередная встреча Nord Stream с международной рабочей группой стран Балтийского региона по оценке воздействия проекта на окружающую среду.

Встреча состоялась в рамках международных консультаций согласно Конвенции Эспо. Компания «Nord Stream» представила экспертам статус проекта, ход работ по экологической оценке и исследованиям, основное содержание отчета по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также политику компании по информированию общественности.

Компания «Nord Stream» также сообщила о своем решении оптимизировать маршрут газопровода. Новый маршрут пройдет севернее, а не южнее острова Борнхольм (Дания), как планировалось ранее, и станет длиннее на 8 километров. Решение основано на результатах дополнительных исследований и оценки экологических и юридических факторов, и было принято после переговоров с полномочными органами Дании и Германии.

Исследования показали, что северный вариант маршрута газопровода является оптимальным, поскольку он будет еще более удален от известных мест захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны к югу от Борнхольма. Новый маршрут минимизирует экологические риски, а также предотвращает возможность задержки строительства из-за юридических вопросов, связанных с неурегулированной морской границей к югу от Борнхольма.

В сентябре 2007 года «Nord Stream» подробно проинформировал государственные органы всех затрагиваемых стран об оптимизации трассы газопровода севернее Борнхольма, а также об исследованиях возможностей оптимизации трассы в Финском заливе и южнее острова Готланд (Швеция). Работы по оптимизации трассы и следующие этапы процедуры Эспо обсудили на следующей встрече с представителями международной рабочей группы в октябре 2007 года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: