Сотрудничество в начале 1990-х

Первое поколение соглашений между Европейским сообществом и СССР о торговле и сотрудничестве было заключено 18 декабря 1989г. (далее – Соглашение) и вступило в силу 1 апреля 1990г. Этим Соглашением был определен режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле товарами и предусмотрена либерализация импорта (ст. 5–9) через снятие количественных ограничений некоторыми европейские государства установили для советских товаров. Соглашение также предусматривало гарантии в виде возможности введения ответных мер (ст. 15) и регулировало вопросы оказания финансовой помощи. После распада СССР в декабре 1991г. Соглашение осталось в силе для вновь образованных государств. Причем было принято решение о необходимости дальнейших переговоров по поводу некоторых соглашений, отражающих конкретные политические, экономические и географические особенности отдельных государств-преемников[35].

В январе 1992г. Европейское сообщество объявило о своем плане вступить в переговорный процесс с государствами бывшего Советского Союза по поводу соглашений о партнерстве и сотрудничестве, призванных заменить Соглашение 1989г. от 15 июля 1992г. Комиссия потребовала от Совета наделить ее полномочиями по ведению переговоров по поводу Соглашений о сотрудничестве с каждым из независимых государств, образовавшихся после распада СССР. В ходе последовавших переговоров Россия не согласилась ограничить предмет Соглашения регулированием торговли и попросила включения «future development clause» – оговорки о будущем развитии, с тем, чтобы предусмотреть в Соглашении возможность его модификации в преференциальное соглашение о свободной торговле в будущем. В результате переговоров сторонами было принято СПС. Временное соглашение, содержащее некоторые положения СПС, было подписано Россией 17 июля 1995г. и вступило в силу 1 февраля 1996г. СПС, подписанное 24 июня 1994г., вступило в силу 1 декабря 1997г. после процесса ратификации, продлившегося более 3 лет. С самого начала торговля текстилем и сталью регулировалась специальными секторными соглашениями, что сохранилось и при СПС[36].

СПС не содержит прямых положений по энергетическим вопросам, кроме сотрудничества по экономическим вопросам, связанным с энергией, закрепленным в ст. 65. СПС предусматривает сотрудничество в следующих областях: улучшение качества и безопасности энергоснабжения в приемлемых с экономической и экологической точек зрения условиях; разработка энергетической политики; совершенствование управления и регулирования энергетического сектора в соответствии с условиями рыночной экономики; создание ряда институциональных, правовых, налоговых и иных условий, необходимых для стимулирования процесса расширения торговли и инвестиций в энергетической сфере; развитие энергосбережения и эффективности использования энергии; модернизация энергетической инфраструктуры, включая взаимодействие систем газо- и электроснабжения; вопросы влияния энергопроизводства, энергоснабжения и энергопотребления на окружающую среду с целью предотвращения или уменьшения соответствующих негативных экологических последствий; совершенствование технологий подачи и конечного потребления в сфере энергетики по всему спектру видов энергии; управленческая и техническая подготовка в энергетическом секторе. Для этого сотрудничества не предусмотрено каких-либо правовых положений, обязательных к исполнению, но предусмотрено, что они появятся в рамках Европейской Энергетической хартии[37].

В начале 1990-х гг. обсуждались идеи по развитию сотрудничества между Восточной и Западной Европой в сфере энергетики. У России и многих из ее стран-соседей энергии имелось в достатке, но они очень нуждались в инвестициях для того, чтобы восстановить экономику, тогда как страны Западной Европы пытались найти новые источники энергоснабжения, чтобы снизить свою потенциальную зависимость от других частей мира. Таким образом, существовала очевидная потребность в создании общепринятой базы для сотрудничества в сфере энергетики между государствами евразийского континента, вследствие чего и возникла идея Энергетической хартии.

Первым официальным шагом в рамках реализации этой идеи было принятие и подписание Европейской Энергетической хартии (ЕЭХ) в декабре 1991г. Будучи политической декларацией тех принципов, которых, как заявили подписавшие стороны, они стремились придерживаться, ЕЭХ не являлась обязывающим международным договором. Тем не менее, ЕЭХ также содержала руководящие принципы для обсуждения последующего обязывающего договора, который позже превратится в Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и ряд протоколов.

ДЭХ и Протокол Хартии по энергетической эффективности и смежным природоохранным аспектам были подписаны в декабре 1994г. и вступили в силу в апреле 1998г. На сегодняшний день ДЭХ подписан 51 государством и Евросоюзом, среди которых договор ратифицировали 45 государств и Евросоюз. Россия подписала, но не ратифицировала Договор[38]. Как будет объяснено ниже, очень маловероятно, что Россия ратифицирует ДЭХ в обозримом будущем.

ДЭХ является обязательным для исполнения многосторонним соглашением, чья сфера действия ограничена энергетическим сектором. Целью ДЭХ, как закреплено в ст. 2, является «оказание содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды, в соответствии с целями и принципами Хартии». Он является единственным обязывающим многосторонним инструментом, регулирующим межправительственное сотрудничество в сфере энергетики и содержащим далеко идущие обязательства для договаривающихся сторон. ДЭХ включает положения, касающиеся защиты инвестиций, положения о торговле, транзите энергии, энергоэффективности и защите окружающей среды и разрешении споров.

Важной частью ДЭХ являются нормы, способствующие транзиту энергии через территорию государств-участников. Транзитный режим основывается на свободном транзите и принципе недискриминации. Помимо существующих положений о транзите ДЭХ государства-участники в 2000г. начали переговоры о расширении этих норм посредством Транзитного протокола. Однако из-за разногласий между Российской Федерацией и Европейским Союзом переговоры о создании такого протокола все еще не окончены. «Транзит», согласно ДЭХ, определяется как «перемещение через территорию Договаривающейся Стороны, либо в портовые сооружения или из портовых сооружений на ее территории подлежащих погрузке или разгрузке энергетических материалов или продуктов, происходящих на территории другого государства и подлежащих доставке на территорию третьего государства, при условии, что другое государство или третье государство являются Договаривающейся Стороной»[39].

Если договаривающаяся сторона не числится в Приложении № 1, транзит также включает груз, происходящий и подлежащий доставке в пределах одной страны–участницы договора в тех случаях, когда продукты перевозятся через территорию другого участника договора.

Статья 7 (1) устанавливает принципы свободы транзита и недискриминации. Согласно этому положению, «каждая Договаривающаяся Сторона принимает необходимые меры по содействию транзиту энергетических материалов и продуктов в соответствии с принципом свободы транзита, не делая различий в том, что касается происхождения, места назначения или владельца таких энергетических материалов и продуктов, и без дискриминационных тарифов на основе таких различий, а также без чрезмерных задержек, ограничений или сборов». Согласно ст. 7(3), каждая договаривающаяся сторона гарантирует, что ее положения, регулирующие транспортировку «энергетических материалов и продуктов» и использование сооружений для транспортировки энергии, предусматривают для транзитных энергетических материалов и продуктов не менее благоприятный режим, чем тот, который ее положения предусматривают для таких материалов и продуктов, произведенных или подлежащих доставке в пределах ее территории[40].

Энергоэффективность регулируется Протоколом Хартии по энергетической эффективности и смежным природоохранным аспектам (PEEREA). Протокол был подписан вместе с ДЭХ в 1994г. и также вступил в силу в апреле 1998г. обязывает государства-участники к проведению политики, способствующей повышению энергоэффективности и сведению к минимуму ее негативного воздействия на окружающую среду. Цели PEEREA приведены в п. 2 ст. 1 и они заключаются в способствовании «политике энергоэффективности, согласующейся с устойчивым развитием», для создания «базовых условий, побуждающих производителей и потребителей использовать энергию настолько экономно, эффективно и с заботой об окружающей среде, насколько это возможно, особенно посредством организации эффективных рынков энергетики и более продуманных штрафов и льгот, касающихся защиты окружающей среды»; и для стимулирования «сотрудничества в сфере энергоэффективности».

Межправительственная организация Конференция по Энергетической хартии является органом процесса Энергетической хартии, ответственным за руководство и принятие решений, учрежденным ДЭХ. Все государства, подписавшие или присоединившиеся к ДЭХ, являются участниками Конференции. Для выполнения своих обязанностей у Конференции по Энергетической хартии имеется Секретариат, состоящий из Генерального секретаря и штата экспертов в различных областях энергетики[41].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: