Педагогические методы в работе с семьей

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Итак, рассмотрим социально - педагогические методы работы с такими семьями.

Консультирование — процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Методы, приемы консультирования:

-беседа;

-включенное наблюдение;

-убеждение;

-одобрение или осуждение — находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

-прием активного слушания;

-прием перефразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится — на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение;

-использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);

-прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

-прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим Я-посланием социальный работник пытается найти отклик у клиента: "Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу";

-метод легенд — способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника — телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

Этапы телефонного консультирования:

1)приветствие, знакомство;

2)принятие — профессионал показывает, что он готов принять информацию ("Внимательно слушаю", "Хорошо, что позвонили" и т.п.);

3)предложение своей помощи;

4)исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;

5)выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;

6)поиск согласия;

7)подведение итогов, совместный план действий;

8)расставание, выражение благодарности за звонок.

Метод "письмо-обращение". Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.

Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента.

Социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа — это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации:

беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);

лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель — повышение уровня информированности клиента);

диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);

дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);

собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.

В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арт-терапии, мозгового штурма и т.д.

Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы, создания тренинговой группы из 8—10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия. Выбор стратегии определяется задачами тренинга, уровнем сплоченности в группе, подготовки ведущего.

Возможны следующие стратегии:

программное ведение тренинга, которое предполагает четкое следование программе (контроль времени и ролей участников), жесткий стиль ведения тренинга;

тематическое ведение, когда ведущий обозначает тему тренинга, ставит цель, проводит мини-лекцию, которая должна заинтересовать участников. Далее предлагается участникам самим выбрать деятельность или ведущий предлагает несколько направлений;

свободное ведение, когда группе предоставляется свобода выбора проблемы, действия, ведущий уходит в тень.

Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет.

У групповых тренингов есть экономическое преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.

Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы — анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.

Методы общинной работы — лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники).

Цели — воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.

Для проведения акций нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.

Одна из базовых технологий социальной педагогики — это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных).

Основной инструмент связи с общественностью — средства массовой информации (кабельное телевидение, листовки, объявления, приглашения, анкетирование, уличное или телефонное интервьюирование).

Можно провести и митинг — стихийное разовое мероприятие с участием большого количества людей. Это быстрое реагирование на событие, вызывающее всеобщее волнение.

Цель — снятие эмоциональной напряженности, создание у участников определенной установки, мотивации деятельности.

Это способ мобилизации усилий против чего-то или для поддержки чего-то.

Для работы с общественностью специалист должен иметь организаторско - демонстративные способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно главное — тщательно продумывать свои выступления.

Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, в дворовом клубе.

Возможно привлечение общественности, волонтерского движения к решению не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных, развивающих, социокультурных задач в рамках помощи семье. Такая помощь может понадобиться для воздействия на трудные семьи, где, как достоверно известно, плохо обращаются с детьми. В таких случаях привлечение общественного мнения, осуждение и контроль со стороны соседей становятся необходимы, особенно если ресурс самих родителей оказывается недостаточным для решения проблем и удовлетворения потребностей детей.

Социальный работник нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.

Задача социального работника — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный работник должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента—с позиции клиентоцентризма.

Для социального работника на этом этапе характерно:

1) Его интересует, в частности, информация:

- о патологии, характерной для объекта работы.

- потенциальные возможности в преодолении или снижении уровня патологии;

- мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем;

- о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;

- об особенностях развития и воспитания в целом;

2) стремление определить социально – педагогические проблемы, особенности влияния на клиента;

3) стремление определить социально – педагогические возможности среды жизнедеятельности клиента:

4) стремление собрать необходимую первичную информацию для диагностической работы с клиентом и выявить ее источники.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

1.По системности различают:

-Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

-Систематическое наблюдение, проводящееся по определенному плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классицирует условия внешней среды.

2.По фиксируемым объектам

-Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

-Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Анкетирование - психологический вербально -коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов -- анкета. Анкетирование -- опрос при помощи анкеты.

Виды анкетирования:

1.По числу респондентов: индивидуальное, групповое, аудиторное, массовое.

2.По полноте охвата: сплошное (опрос всех представителей выборки), выборочное (опрос части выборки)

3.По типу контактов с респондентом: очное (в присутствии исследователя-анкетёра), заочное (анкетёр отсутствует), рассылка анкет по почте. Публикация в  интернете, прессе. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Беседа-псих-кий вербально - коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога м/у педагогом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Существует два вида беседы:

- Управляемая психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.

- Неуправляемая происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: терапевтическая,

экспериментальная (с целью проверки экспериментальных гипотез), автобиографическая, сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта), сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта), телефонная беседа.

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом: стандартизированное интервью, полустандартизированное интервью, фокусированные интервью, свободное и разведывательное интервьюирование.

Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств СУ и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае - наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).

Анализ документов --- один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:

- по степени персонификации ---на личные и безличные;

- в зависимости от статуса документального исследования --- на официальные и неофициальные;

- по источнику информации ---на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).

По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.

Биографический (автобиографический), изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личности в единстве с социальной историей.

 

 

    Заключение

Социальная работа является одним из главных способов организационного и социально-технологического реагирования общества на новую социальную ситуацию. Ее роль в жизни современного общества определяется тем, что она выступает в качестве фактора социальной стабильности. Деятельность социального работника направлена на гармонизацию межличностных отношений, отношений личности и социума и, в конечном итоге, на гуманизацию и стабилизацию социума.

Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию адресной помощи человеку, семье или группе лиц, направленной на обеспечение приемлемого социального, материального и культурного уровня их жизнедеятельности. Эта помощь включает информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, морально-психологическую поддержку.

 Я считаю опасными попытками свести социальную педагогику к социальной работе, отождествить их под разными предлогами и с использованием различных аргументов, определив в качестве ее объектов только лиц с различными отклонениями, относящихся к социально-проблемной группе населения. Тем более это неоправданно, если вся социальная педагогика сводится к социальной работе лишь с детьми, имеющими социальные отклонения.

Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники должны чувствовать себя в первую очередь лидерами социально уязвимых групп населения.

Для того чтобы профессионально реализовать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием собственной активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

Требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Социальный работник должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

В настоящее время методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также - специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.

Рекомендации по эффективному проведению социально-педагогической деятельности социальным работником:

- комплексный подход к проблеме и гуманистическая основа непременные ингредиенты социально-педагогической практики. Комплексность и гуманность должны выражаться прежде всего в восприятии обозначившейся проблемы  как результата взаимодействующих в блоке социально-педагогических и биолого-психологических причин;

- в целях достижения системности, действенности и результативности социально-педагогической работы необходимо проводить классификацию выявленных негативных отклонений по характеру их проблем;

- комплексное изучение выявленных девиаций даст возможность выдвигать гипотезы исправления тех или иных положений и выхода из сложившихся ситуаций, планировать необходимые интервенции, позволит целенаправленно составлять проекты социально-педагогических мероприятий;

- помимо непосредственного осуществления соответствующих социально-педагогических мероприятий, социальный работник в необходимой степени должен выступать как организатор и координатор, так как еще должны участвовать психологи, медики, юристы, культработники, администрация учреждения, представители местной власти, общественные организации и т.д.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что методы рассматриваются как часть социальной работы, которые включают систематизированный свод правил, позволяющих разумно осуществлять социальную работу.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. Выполнение этих задач требует от

         

         

     Список литературы:

1.Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Издательствo ДВГТУ, 2006. - 230 с.

2.Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-вo Волгогр. гoс. ун-та, 2004. - 60 с.

3.Шептенко П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога (под ред. Сластенина В.А.) Издатель: Академия 2001 г.

4.Иванов А.В. Социальная педагогика. Учебное пособие"Дашков и Ко", 2010

5.Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград:   Изд-во ВГИПК РО, 2006

6.Курцева Н.В. Учебное пособие. Основы социальной педагогики Издательство «Л. Григорьева», рекламно-издательский центр «Содружество» Краснодар, 2009.

7.Социальное проектирование - Луков В.А. - Учебное пособие Издательство: «Московского гуманитарного университета: Флинта» 2007 г.

8.Социальная педагогика – А.В.Мудрик, Москва,ACADEMA, 2008.

9.Содержание и методика социальной работы – Е.А.Сигида, Н.И.Бабкин, К.В.Беззубик, И.Е.Лукьянова, Владос 2005, Москва.

10. Бочарова В. Г. Социальный работник// Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./ под. Ред. С.Я.Батышева. –М., 2007.

11. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. –М., 2006.

12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. –М., 2004.

13. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие для студентов социал. фак. и вузов / Моск. гос. социал. ун-т и др. - М., 2000.

14. http://soc-work.ru/ - портал о социальной работе

15. Филатова Е.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. / Е.В.Филатова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 96 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: