Степень научной изученности

Курсовая работа

По дисциплине

«Теория социальной работы»

на тему:

«Социальный работник и социальный педагог: сходство и различие».

Выполнила:

Студентка 3 курса

Группы СРБ-З-3

Хлопкова Е.В.

 руководитель:

к.и.н. Болотина Т.Н..

 

Электросталь

2010

    

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I «Теоретические подходы к исследованию вопроса о взаимодействии социальной работы и социальной педагогики».

§1.1. Общая характеристика социальной работы………………………....6

§1.2. Социальная педагогика как отрасль знания и вид практической деятельности……………………………………………………………….......10

§1.3. Взаимодействие социальной работы и социальной педагогики….15

Глава II «Педагогические методы в социальной работе».

§2.1. Методы формирования сознания личности и организации деятельности в социальной работе………………………………………….20

§2.2. Педагогические методы в работе с семьей………………………….. 26

Заключение……………………………………………………………………..33

Список литературы…………………………………………………………....36

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.

В педагогической сфере в 60 - 70 годы в странах СССР были предприняты попытки ввести специалистов, ориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школах, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, общежитий, клубов, комнат школьника и др.). Постепенно формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивалась идея интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности, изменялся характер взаимодействия школы с другими институтами. Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессионально подготовленных кадров, отсутствия научного подхода к решению практических проблем.

Данные профессии в России является новыми, порядка десяти лет назад (80-90-е годы) в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к созданию целостной системы социальных служб.

Актуальность проблемы состоит в том, что в современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей – алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии «социальный работник» и «социальный педагог», ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку данных специалистов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.

Актуальность исследования --- в возможности использования социально-педагогических методов в социальной работе.

Цели исследования --- определить статусы социального педагога и социального работника и выявить сходства и различия профессиональной деятельности социального работника и социального педагога.            Задачи исследования:                           

-    рассмотреть «слагаемые» профессионального мастерства социального работника и социального педагога;

-    определить функции и должностные обязанности социального работника и социального педагога в работе с различными категориями населения;

-    выявить арсеналы форм, методов и средств, используемых социальным работником и  социальным педагогом в своей профессиональной деятельности;

-    показать применение социально-педагогических методов в социальной работе.

Объектом исследования является социальный работник и социальный педагог.

Предмет исследования – социально-педагогические методы, используемые социальным работником и социальным педагогом в профессиональной деятельности.

Методологическую основу курсовой работы составляют следующие труды:

Васильковой Ю.В. и Васильковой М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Academia, 2009 - 490 с.; Баклановой Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие. - М.: Издат-во Моск-го госуд-го института культуры, 2007. 120с.; Бочаровой В.Г. Педагогика социальной работы. - Sv R-Аргус, 2008 - 208с.; Холостовой Е.И. словарь справочник по социальной работе. - М.: Юристь, 2007. - 424с.; Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та культуры,2008. - 136с., в которых определены общие подходы и принципы изучения статуса социального педагога, его профессионального мастерства и педагогического инструментария.

Гипотеза курсового исследования.                    

Чем выше уровень профессионализма социального работника и социального педагога, тем качественней и эффективней будет результат проводимой ими работы.

Методы исследования: изучение специальной литературы по данной теме, наблюдение, метод анализа и метод синтеза.

Степень научной изученности

Понятие "социальный работник" возникло в зарубежной социально-педагогической науке в конце X1X ст., а "социальный педагог" - в 20-е гг. XX столетия.

В России первые социальные школы были основаны в Петербурге в 1911 году при Психоневрологическом институте. Но в этот период, как свидетельствует анализ работ известных педагогов (П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, О.Г. Калашникова, С.Т. Шацкого и некоторых других), в отечественной социально-педагогической науке термины "социальный педагог" и "социальный работник" еще не использовались, в отличие от зарубежной. А.Б. Залкинд назвал их "общественные воспитатели".

Вопрос о соотношении понятий "социальный педагог" и "социальный работник" еще до конца не выяснен. Например, В.Г. Бочарова отождествляет эти термины.

По определению большинства ученых (И.Д. Зверева, Б.П. Битинас, А.Й. Капская, Л.И. Катаева, Л.Г. Кузнец, С.Р. Хлебик и др.) между социальным педагогом и социальным работником существует принципиальная разность: понятие "социальный работник" значительно более широкое в сравнении с термином "социальный педагог". Вопросами статуса социального педагога занимались такие ученые, как Холостова Е.И., Бочарова В.Г., Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д. и многие другие. Но каждый из них дает свое обоснование этой проблемы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что выработанный автором курсовой работы рекомендации могут быть использованы в практической деятельности социального работника.

 

 

                         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: