Ход исследования
Наше экспериментальное исследование проводилось в ноябре 2007 года. Базой для исследования явились средняя школа №8 г.Бреста, средняя школа №33 г.Бреста, средняя школа №15 г.Бреста. В эксперименте приняло участие 3 социальных педагога (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Экспериментальное исследование проводилось в индивидуальном порядке.
Цель исследования: выявить особенности социальной работы с семьями «группы риска».
Задачи:
1. Провести беседу с социальными педагогами;
2. Сделать выводы по результатам беседы.
В целях выявления особенностей социальной работы с семьями «группы риска» мы использовали разработанную нами беседу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); наблюдение.
Анализ и описание полученных результатов
В ходе анализа результатов были получены следующие данные:
- 3 испытуемых, что составляет 100,0 %, работают с такими семьями «группы риска» как: семьи алкоголиков; многодетные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющие одного родителя; с опекунскими семьями.
- 3 испытуемых, что составляет 100,0 %, посещают семьи «группы риска», осуществляют диагностику, консультируют семьи по возможности получения различных пособий и социальных льгот, помогают в трудоустройстве неработающим родителям, детей из семей алкоголиков и наркоманов определяют в детские дома, решают вопросы о принудительном лечении родителей-алкоголиков.
Для семей, имеющих детей-инвалидов, помогают устраивать детей в спецшколы, приобретать инвалидные коляски, проводят беседы по проблемам воспитания и ухода за детьми-инвалидами, социальную реабилитацию, социальный патронаж, социальную помощь (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
В ходе наблюдения было установлено, что работа с семьями начинается с изучения семьи; составляется «карта семьи», где даётся характеристика каждому члену семьи; определяется статус семьи, жилищные условия; изучается положение ребёнка в семье; разрабатывается реабилитационная программа. Для работы с семьями «группы риска» социальный педагог привлекает различных специалистов: врачей, юристов, работников правоохранительных органов, психологов и т.д. Социальные педагоги осуществляют индивидуальные и групповые беседы с родителями и детьми; организуют совместные вечера; вовлекают родителей и детей в различные клубы, группы здоровья; посещают семьи «группы риска» на дому, контролируют их.
Итак, в ходе нашего исследования было установлено, что социальные педагоги с семьями «группы риска» осуществляют следующие виды работ: социальная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и профилактическая работа.
Заключение
Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства.
Социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защиту личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту его маргинальных слоёв.
В задачи социальной работы с семьями «группы риска» включены следующие:
- адаптация клиентов в обществе;
- создание условий для самоутверждения представителей «слабых» групп;
- диагностика социальных и личностных проблем;
- социальная профилактика;
- социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся;
- консультирование;
- социальный надзор и социальное попечительство;
- посредничество по определенному кругу вопросов между клиентами и различными организациями.
К семьям социального риска относят семьи:
- малообеспеченные;
- беженцев;
- многодетные;
- неполные;
- с детьми-инвалидами;
- с различными патологиями;
- асоциальные.
Итак, проблема семей «группы риска» в теоретическом плане – относительно новая проблема, хотя реально такие семьи существовали всегда, их характеристики, способы воздействия на них и содействия им не подлежали прежде обсуждению, они как бы отсутствовали в социалистическом обществе. Сегодня эти семьи во всём их многообразии стали объектом социальной работы.
В ходе нашего исследования было установлено, что социальный педагог ведёт активную работу с семьями «группы риска» по следующим направлениям:
- социальная помощь;
- социальный патронаж;
- социальная реабилитация;
- профилактическая работа.
Литература
1. Азаров Ю. Семейная педагогика. – М., 1993. – 297 с.
2. Агапов Е.П. Социальная работа как феномен культуры. – Ростов на Дону, 1999. – 410 с.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. – 380 с.
4. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. – М., 1988. – 230 с.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999. – 350 с.
6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М., 2001. – 440 с.
7. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного.//Педагогика. – 1992. -№6, с.20-23.
8. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993. – 270 с.
9. Левко А.И. Социальная педагогика. – Мн., 2003. – 341 с.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.. 1999. – 330 с.
11. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001. – 433 с.
12. Наторг П. Социальная педагогика. – СПб.. 1989. – 290 с.
13. Никитин В.А. Начало социальной педагогики. – М., 1999. – 370 с.
14. Социология: курс лекций / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д, 2000. – 512 с.
15. Социальная работа: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2003. – 480 с.
16. Социальная работа/ Под ред. Курбатова В.И. Ростов н/Д, 2003. – 490 с.
17. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И. – М., 2003. – 430 с.
18. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Гамагузовой. – М., 2000. – 444 с.
19. Социальная помощь семье и детям. – М., 1994. – 219 с.
20. Социальный педагог. – М., 2000. – 200 с.
21. Фемкология Семьеведение / Под ред. Л.Т. Шинеливой. – М., 1997. – 298 с.
22. Украинец П.П. Социальная работа. – Мн., 2005. – 288 с.
23. Фирсов М.В. Теория социальной работы. – М., 2003. – 210 с.
24. Холостова Е.И. Социальная работа. – Мн., 2003. – 630 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список социальных педагогов
1. Величко Наталья Михайловна, 33 года, СШ №8 г. Бреста.
2. Чигирь Татьяна Валерьевна, 30 лет, СШ №33 г. Бреста.
3. Самохина Марина Ивановна, 35 лет, СШ №15 г. Бреста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Беседа
Цель: выявить особенности социальной работы с семьями «группы риска».
Вопросы:
1. С какими семьями «группы риска»Вы работаете?
2. Какие формы, методы работы Вы используете при работе с семьями «группы риска»?
Оценка результатов: качественный анализ полученных результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Протокол 1 беседы
Величко Наталья Михайловна, 33 года, социальный педагог СШ №8
1. В первую очередь с семьями алкоголиков; с семьями, имеющими одного родителя; с неполными семьями; семьями, имеющими детей-инвалидов; многодетными семьями; опекунскими семьями.
2. Посещаем на дому; читаем лекции по проблемам воспитания детей; проводим диагностику, позволяющую выявить проблемы родителей и детей, особенности их отношений; выявить причины, которые привели данную семью к «группе риска». Данным семьям оказывается гуманитарная помощь, на каждую семью составляется карта учёта. В семьях алкоголиков с родителями проводятся профилактические беседы по проблеме алкоголизма и курения. Неполным семьям, опекунским семьям, многодетным семьям читаются лекции о правилах воспитания детей, методах обучения и развития детей. Оказываем помощь в трудоустройстве родителей, а также оказываем психологическую помощь конфликтным семьям.
Протокол 2 беседы
Чигирь Татьяна Валерьевна, 30 лет, социальный педагог СШ №33.
1. Неполные семьи, семьи алкоголиков, семьи, имеющие детей-инвалидов.
2. Диагностика, консультирование, социальный патронаж, социальной обеспечение; чтение лекций; беседы; посещение на дому; социальная реабилитация.
Протокол 3 беседы
Самохина Марина Ивановна, 35 лет, социальный педагог СШ №15
1. С семьями алкоголиков, многодетными, неполными, имеющими детей-инвалидов.
2. Работа с семьями осуществляется в индивидуальном и групповом порядке. Родителям читаются лекции, проводятся беседы. Проводится диагностика семьи, на основании полученных результатов разрабатывается программа работы с семьёй; психопрофилактическая работа; осуществляется социальный патронаж; посещаем семьи на дому; социальное обеспечение; социальный надзор; посредничество по определенным вопросам.






