Специфика работы с семьями «группы риска»

 

В семье, основной ячейке общества, формируется ребёнок. Семья является индикатором социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и иного развития страны в целом, бытовых, идеологических, социально-психологических, ценностно-нормативных и иных условий, которые из этих предпосылок вытекают.

Семья – полноправный институт социального воспитания и перед ней стоит задача преодолеть отчуждение детей, возникающее в результате разводов, ранней сексуальной жизни, беременности несовершеннолетних, отказ от детей, роста числа семей, в которых дети воспитываются одним из родителей, предоставления подростков самим себе в связи с занятостью родителей, разрушением патриархальных семей и потерей авторитета в семье отца, что негативно отражается на отношениях между родителями и детьми и приводит к утрате родителями основного воспитательного влияния на подрастающее поколение.

В целях сохранения и развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов её жизнеобеспечения, а с другой – на формирование эффективной системы социальной защиты социально-уязвимых семей. В этих целях в республике внедряется ряд программ общенационального масштаба: «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», Перспективный национальный план по выполнению Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка», национальная программа «Дети Беларуси» в составе 5 подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Совершенствование социальной защиты семей и детей», «Детское питание», а также Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей».

Реализуя программы защиты материнства и детства, республиканские органы работают в тесном контакте с представительством ООН в Республике Беларусь (ПРООН) с представительством Детского Фонда в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ).

Важным аспектом государственной семейной политики являются формирование системы социальной работы с семьёй, совершенствование её содержания и технологий. Среди видов и форм социальной помощи, направленной на сохранение семьи выделяют:

а) экстренную социальную работу (экстренная помощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности;

б) социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи;

в) социальную работу, ориентированную на развитие семьи и её членов. [20, 92]

В настоящее время в республике развивается адресная, социальная помощь семье, включающая в себя денежную помощь, натуральное обеспечение, гуманитарную помощь, льготы и услуги.

Также, социальный педагог с семьями «группы риска» работает по следующим направлениям:

- социально-профилактическая работа, направленная на устранение причин возникновения проблем, а также систему мер профилактики семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессовых состояний;

- социальная помощь, цель которой - оказание разносторонних социальных услуг семьям в условиях конкретного сообщества, конкретной ситуации;

- социальный патронаж или одно из направлений социальной работы, основанное на сопровождении семей, требующих систематического поддержания условий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности социально – незащищённых семей;

- социальная реабилитация, ориентированную на оказание помощи молодой семье с целью преодоления семейных конфликтов, кризисных состояний, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянных трудностей в жизнедеятельности семьи. [9, 325]

Одним из важнейших принципов работы с семьёй является принцип самообеспечения семьи через оказание ей социальной помощи с целью поиска и стимулирования внутренних резервов, которые помогут семье разрешить собственные проблемы. Социально-педагогическая работа с семьёй ориентирована как на всю семью, так и на отдельных её членов – детей, родителей и т.д. [9, 330]

Социально-профилактическая работа, согласно А.И. Левко, с семьёй заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых подходов, ориентированных на устранение причин возникновения проблем, преодоления неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессового состояния, подготовку к выполнению функций родителей, охрану репродуктивного здоровья молодёжи, организацию работы по преодолению ошибок, нарушений в системе семейного воспитания. [9, 331]

Социальная помощь имеет цель оказания разнообразных социальных услуг семей в условиях конкретных отношений, конкретной ситуации. Эти услуги способствуют формированию в семье нормальной жизнедеятельности и могут носить информационный, консультативный характер с целью оказания психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской, материальной поддержки семьи. [9, 331]

Социальный педагог предварительно разъясняет, какие льготы имеют молодые семьи, женщины, одинокие люди, несовершеннолетние матери, дети из неблагополучных семей и семей «группы риска», участвует в формировании их правосознания, способствует восприятию родителями своих обязанностей, оказывает различные виды социальных услуг детям и семьям. Молодым семьям и несовершеннолетним гарантируется оказание различного рода информационных консультаций. [9, 332]

Социальный патронаж – одно из направлений социальной работы, ориентированное на постоянную поддержку семьям, нуждающимся в ней. [9, 332]

Социальная реабилитация, как считает П.П.Украинец, ориентированна на оказание помощи семьям, члены которых имеют устойчивую алкогольную или наркотическую зависимость или вернулись из мест лишения свободы. Работа по социальной реабилитации проводится как с каждым членом семьи, так и со всей семьёй и родственниками. Основная цель такой работы – выведение членов семьи из стрессового состояния, оказание социально-медицинской, социально-правовой помощи, восстановление чести, достоинств, прав и свобод членов семьи. [292, 100]

В связи с резким ростом числа семей и детей различных «групп риска» возникла необходимость в новых формах социально-педагогической работы с проблемными семьями, детьми. Такой формой, по мнению В.И.Курбатова, явилась организация специфических образовательных учреждений-центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям. [9]

По мнению В.И. Курбатова, первоочередная задача социального педагога в работе с семьёй – это разрешение кризисных ситуаций. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьёй, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. [16, 326]

Главная цель социальной работы с семьёй, по мнению В.И. Курбатова – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. [16, 326]

По мнению Ю.В. Василькова, работа социального педагога по оказанию помощи семье состоит в следующем:

1. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения.

2. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить как индивидуальные, так и групповые.

5. Работая с семьёй, следует обращать внимание на положение ребёнка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

6. Работая с семьёй алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребёнка. При лишении родителей родительских прав – передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей. [6, 326 - 327]

При работе с семьёй алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям. [24]

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц - приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, - движение "Анонимные алкоголики", а также программы "Анонимные дети алкоголиков", "Анонимные наркоманы" и др.

Социальный педагог обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретения колясок для детей, получение путёвок для летнего отдыха.

Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты.

Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства, подростка, за которым нужен постоянный контроль. [3]

Работа с семьёй начинается с изучения семьи.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача – создать в семье новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в быту. [6, 327]

Составив представление о положении в семье ребёнка, социальный педагог вместе с семьёй разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребёнком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.

По мнению Ю.В. Василькова, социальный педагог может составить «карту семьи», где даётся характеристика каждому члену семьи, дата рождения и.т.д.

Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи. [6, 328]

Следует выяснить то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья, проблемы. [6, 328]

Таким образом, непосредственная работа социального педагога с семьёй включает в себя:

1. Социально-профилактическую;

2. Социальную помощь;

3.Социальный патронаж;

4. Социальная реабилитация.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: